Анализ стихотворения «Родина» (М.И. Цветаева)

Анализ стихотворения «Родина» (М.И. Цветаева) Анализ стихотворений

Произведение «Родина», принадлежащее перу Марины Ивановны Цветаевой, стало образцом отражения личного, а лучше в этом разобраться поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение материала станет интересным и не замет много времени.

История создания

Для Марины Цветаевой Родина стала и непосредственно тем местом, где она родилась, и её духовным Отечеством. Это было свойственно модернистам того времени.

Так получилось, что Марина Ивановна не смогла принять революционные события, которые происходили в стране в 1922 году, поэтому ей пришлось эмигрировать из России.

На момент написания произведения Марина Ивановна находилась во Франции вместе со своими родными, и испытывала сильные материальные трудности. Свое произведение великая поэтесса посвятила своему любимому государству, которого ей так сильно не хватало. Так же поэтесса писала своим соотечественникам, которые были вынуждены терпеть те тяжелые испытания, которые выпали на судьбу государства.

Через все произведение проходит неимоверная тоска Цветаевой по Родине, которую она была вынуждена навсегда покинуть. Она вспоминает ту самую Россию, которую она знала до начала революции, тем самым возвращаясь в прошлое.

Жанр, размер

По жанру анализируемое стихотворение – это патриотическая лирика, каждая строка которого пропитана чувствами к родному государству, но основывается на противоречиях. Цветаева рассказывает о тех тяжелых и напряженных отношениях с Родиной, которая резко стала для неё чужой.

Стихотворение напоминает исповедь, в которой лирическая героиня открывает свою душу и прямо говорит о чувствах, переполнявших её. Она обращается ко всему, что продолжало связывать её с Россией.

В большей части произведения преобладают воспоминания, которые заставляют героиню на некоторое время вернуться в прошлое.

Так же свой отпечаток наложил модернизм, из-за которого жанрово-тематическая система представлена размыто.

Размер написания – четырехстопный ямб, рифмовка парная.

Композиция

Композиция стихотворения «Россия» — кольцевая. Данного эффекта поэтесса добивается благодаря тому, что в первой и последней строфе использует повторение.

С самых первых строк поэтесса призывает задуматься об известных словах, которые теряют свою силу в тот момент, когда связь с Родиной разорвана. Главная истина исходит от простого мужика-крестьянина, который с самого рождения связан с землей. Эта связь настолько сильна, что он не может представить свою жизнь без столь родной и любимой земли.

Во втором четверостишье поэтесса делится с читателем всем тем ужасом расставания, который ей пришлось пережить, покидая Родину.

В третьем четверостишье идет речь о невероятной духовной связи с родной землей. Здесь Родина выступает в роли действующего лица, и начинает призывать лирическую героиню. В этом четверостишье так же хорошо видно, что воспоминания о родном крае преследуют героиню. Она начинает жить воспоминаниями, которые значат для неё так много. Куда бы она ни ехала, ни шла – всюду с ней следуют воспоминания о Родине.

В двустишье выражается тот самый переломный момент, в котором отчетливо видно, что Цветаева позволяет воспоминаниям взять верх.

Заключительное, кульминационное четверостишье говорит о том, что лирическая героиня признается в том, что Родина стала для неё и рождением и смертью.

Образы и символы

Повествование в стихотворении ведется от первого лица. Благодаря этому читателю достаточно легко понять, кем именно является лирическая героиня. Для неё вся жизнь стала сплошным противоречием, столкновением несовместимых вещей, которые она отчетливо демонстрирует благодаря использованию антонимов.

В лице лирической героини не сложно узнать саму Марину Ивановну, которая наделяет её своими же чертами и мыслями.

Что же касается непосредственно образа Родины, то в данном стихотворении поэтесса показывает его одушевленным, и наделенным собственной волей.

Темы, проблемы

Темы и проблемы поднимаются очень серьезные, что весьма характерно для творчества поэтессы.

Главной темой стихотворения становится тема Родины. Лирическая героиня делится всеми трудностями, которые ей пришлось пережить, а так же размышляет о своем государстве. Ей очень тяжело дается разлука с Родиной, которую она так любила.

Патриотическая тема так же представлена весьма своеобразно: поэтесса не использует торжественные интонации и громкие похвалы. Автор не пытается показать величие Родины. Она показывает те чувства, которые возникают у человека, чья судьба была далеко не из простых.  

Что же касается проблем произведения, то они напрямую связаны с исторической эпохой. Основными проблемами, о которых говорит автор – это проблема изгнания и связь человека с родным краем.

Во всем стихотворении чувствуется крик отчаяния, которое проявляется из-за того, что героине пришлось навсегда потерять свою Родину. Ей очень тяжело от того. Что она была вынуждена покинуть столь родные и любимые места, что она продолжает думать о них в своих воспоминаниях. Её душа мечется и не может успокоиться, потому что Родина непрестанно зовет её домой. Но героиня принимает решение, что будет продолжать стойко делить с Родиной ей горькую участь.

Средства художественной выразительности

Марина Ивановна использует разнообразные и индивидуальные тропы в стихотворении «Русь».

Больше всего в стихотворении встречаются эпитеты, которые являются как украшением стихотворения, так и при помощи ассоциаций придают строкам новый смысл. Как пример эпитет «тридевятая земля» показывает читателю, что Родина стала для лирической героини неким сказочным и недосягаемым местом.

Большую роль играют и метафоры, благодаря которым создается некий контраст и усиливается впечатление внутреннего конфликта.

Так же в тексте встречаются сравнения и анжамбеманы. Совокупность всех средств художественной выразительности помогают поэтессе подчеркнуть те вещи, которые стали для неё главными в жизни, раскрыть свои чувства и дать читателю возможность прочувствовать их вместе с ней. Марина Ивановна умело расставляет необходимые акценты, добавляет краски и контраст. Её поэзия напоминает живопись, в которой художник при помощи игры красок усиливает эффект главной мысли.

Основная мысль

Главной мыслью стихотворения Родина становится то, что жизнь любого человека сложно представить вдали от своего родного края. Ежеминутную ностальгию невозможно унять ничем.

Раскрывая свои непростые чувства читателю, поэтесса доносит до нас главную мысль произведения – любовь к тому месту, где было суждено родиться будет сопровождать на протяжении всей жизни. Куда бы ни довелось уехать – ты всегда забираешь в своем сердце самые теплые и дорогие воспоминания о родной земле.

Для лирической героини разрыв с родными краями стал серьезным ударом. Она постоянно вспоминает родне места, которые все еще продолжают занимать огромное место в её сердце.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий