Выполняя анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак), окунаешься в мир философской лирики, в размышления о человеческом бытии. А когда читаешь строки, невольно в мыслях рождаются разные образы, мысли роятся и кружатся, как белый снег Пастернака.
«Снег идет» относится к позднему творчеству поэта, к периоду переосмысления жизни, творчества. К 957 году уже многое написано и сказано, мировоззрение оформилось, остался в прошлом футуризм, к которому относил себя Пастернак. Все чаще теперь в его лирике звучат философские мотивы и рассуждения о смысле жизни, времени и пространстве.
К подобным размышлениям, наверное, в определенный период жизни приходит каждый писатель, но не всякое произведение наполняется такими удивительными образами, не всякое стихотворение прячет под символической вуалью глубокий смысл произведения.
К моменту написания стихотворения «Снег идет» уже был издан роман «Доктор Живаго», и поэт прекрасно понимал, что ему не стоит ждать милости от власти за свое произведение. Возможно, думы об этом под падающие хлопья снега за окном и навели поэта на размышления, которые легли в основу стихотворения.
«Снег идет» венчает футуристическое прошлое поэта, возносившее форму над содержанием и глубокий смысл, свойственный поздней лирике Пастернака. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, это довольно замысловатое по структуре произведение раскрывает и сложную тему скоротечности времени. Главная мысль в стихотворении раскрывается постепенно, рождая в каждой строке новые невероятные образы в сознании читателя, одна часть плавно перетекает в другую, так что не сразу можно заметить этот смысловой переход.
Стихотворение начинается с легкой пейзажной зарисовки. Четырехстопный хорей, которым оно написано, делает произведение похожим на детские стишки, настолько легко и жизнеутверждающе звучит первая часть стихотворения.
Падающий с неба снег создает неповторимые картины за окном лирического героя. Снег падает с неба без перерыва, и, кажется, что так будет всегда. Снег падает и падает, воплощая в миллионах снежинок бесконечность времени. И эта бесконечность приводит в радостное смятение все вокруг: «все пускается в полет». Перед нами возникают образы черной лестницы и перекрестка, но в первой части они еще не оформились в единую идею и пока существуют сами по себе, заметенные миллионами белых снежинок. Но в третьей строфе снегопад становится настолько густым, что как будто само небо спускается на землю в «заплатанном салопе». Но это не просто художественное описание заснеженного города. И вторая часть стихотворения раскрывает тайну образов.
Сразу после описания снегопада следует размышление лирического героя о времени. И в этих размышлениях бесконечный полет снежинок обретает совершенно иное значение. Снегопад и все, что прячется под ним, становится более предметным. Само время начинает обретать определенные границы. Мы видим конкретные праздники и понимаем, что зима идет своим чередом, время не ждет, и пролетают, как одно мгновение, Святки и Новый Год:
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
И тут же теряется нить одной зимы, перетекая в бесконечную череду зим, идущих год за годом. Вполне конкретный временной промежуток неожиданно утопает в вечности, теряя начало и конец, и смешиваясь со снегом. Время становится похожим на снег, оно также бесконечно и с разной быстротой идет и идет:
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Так, мы понимаем, что в стихотворении царит зима, а точнее, ее начало, все главные события ее впереди, но в то же время проходит год за годом, события и праздники повторяются, как и падающий с неба снег. И в это цикличность мироздания. Теме повторяющегося однообразия бесконечно вторит рефрен «снег идет». Что бы в мире ни происходило, все это уже было не единожды, и все еще не раз повторится. Характерно и то, что в стихотворении преобладают в основном глаголы настоящего времени, что отражает сиюминутность происходящего, но снегопад как будто растянут во времени. Вероятно, поэтому форма настоящего времени приобретает обезличенное значение и еще больше усиливает ощущение бесконечности жизни.
Особого внимания заслуживают образы и символы стихотворения. Снегопад перемешивает все вокруг, вовлекает в свой белый танец и переворачивает все, меняя даже пространство. Поэтому возникает ощущение, что кругом царит хаос: небо почти сливается с землей, спускаясь на нее в «салопе», а черная лестница стремится к небу. Так, антитеза, призванная противопоставлять небо и землю, объединяет их в единстве всеобщего смятения.
Снег размывает границы пространства и предметов, и в то же время ясно и четко видны разные незначимые, казалось бы, детали бытовой жизни человека, вот и недостижимый свод неба вдруг становится маленьким и обычным, как будто бы и не с небес спустился, а по чердачной лестнице:
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Эти маленькие бытовые зарисовки милы и близки лирическому герою, поэтому обретают особый смысл, перемешиваясь с вечными философскими вопросами.
Многогранен и символ снега. В плотной стене бурана различаются отдельные звездочки. И снова Пастернак смешивает, как художник краски, глобальное и маленькое, вечное и сиюминутное, ирреальное и бытовое. Ведь снегопад здесь представлен неким живым организмом, единым целым, которое способно закружить все и всех, проглотить весь мир, унося его в вечность. И в то же время каждая снежинка в нем – это маленький человечек, не способный сопротивляться законам мироздания. Снежинки поддаются общему движению, так же и человек не в силах остановить время. Но в его власти почувствовать его ход, как по-разному «в том же темпе, с той же ленью» может время идти, то сужая жизнь до одного дня, то расширяя до бесконечности.
Снег символизирует время, в котором оживает все, и все ему подвластно. За окном лирического героя кипит жизнь, но он всего лишь ее сторонний наблюдатель, не в силах изменить что-либо в ее ходе. Он похож на цветки, стоящие на его окне. Лирический герой так же, как и герань не может окунуться в снежную круговерть. Но цветам мешает «оконный переплет», а «удивленный пешеход» стоит перед поворотом на перекрестке, застыв в томительном выборе, какой дорогой идти.
В стихотворении Пастернака талантливо уживаются, казалось бы, абсолютные противоположности: «черная лестница» и белое небо и снег, миг и вечность, каждодневные мелочи и глобальные вопросы времени и пространства, быт и бытие. Поэт мастерски создает общий план жизни: город, заметенный снегом, небо, размытые образы. И выхватывает детали, мелкие подробности каждого дня привычной жизни. Но в действительности не так важно, минута прошла или целый год, бежит время или лениво шагает – все равно никому его не подвластно контролировать. Оно неумолимо идет вперед.
Идея в стихотворения выражена не только рефреном и антитезой. Эпитеты «заплатанном», «густой-густой», «убеленный» рисуют образ снега и образ вечности, в которой многое становится неважным, кроме белой густой пелены времени. Олицетворениями «все пускается в полет», «сходит… небосвод», «играя в прятки» создается эффект жизни, которая идет независимо ни от чего. Важная художественная функция и у сравнений. Так, небо спускается на землю «словно с видом чудака», удивляясь происходящему и принося с собой удивление всему в этом мире. А движение снежинок в пурге сравнивается со словами в поэме: «как слова в поэме». На мой взгляд, в этом выражается слаженность, гармоничность, стройность мироздания. Так что снег сам становится поэзией.
Задавая риторически вопрос в конце стихотворения, автор предлагает каждому самостоятельно ответить на него, остановиться, поразмышлять в снежной тишине о времени. Ведь у каждого будет свой ответ, потому что время у каждого и для каждого движется по-разному.
Стихотворение Пастернака «Снег идет», как и вся его философская лирика, завораживает и околдовывает. Оно — как тихая песня под гитару у окна зимним снежным днем, такое же негромкое, потому что очень личное, интимное, для каждого – свое. В нем нет блоковской обреченности и пустоты, нет и бунинского умиротворения и библейских мотивов. Оно наполнено смятением, но это смятение без лишней суеты. Готов ли лирический герой преодолеть преграду и стать одной из миллиона снежинок, закруженных в танце времени, в пурге, соединяющей небо и землю, вечность и мгновенье? Каждый сам должен решить для себя, стоя на заснеженном перекрестке.