Анализ стихотворения «Собака» (И. А. Бунин) наводит читателя на грустные мысли. Оно написано на творческом пике прозаика и поэта, в 1909 году, но почему-то звучит особенно тоскливо.
Кроме тоскующего лирического героя, мы видим в стихотворении собаку, разделяющую его чувства. Своей собаки у Бунина не было, поэтому прообразом героини произведения стала сибирская лайка Максима Горького. Видимо, в те жаркие августовские дни, которые Бунин проводил на съемной даче в Ельце, она навевала на него северное, мутное ощущение вечного холода. Этим настроение пронизано и все стихотворение, в нем даже искаженно передается время, в которое оно создано.
Многие произведения Бунина затрагивают философские темы.
Такой же можно назвать тему и у стихотворения «Собака»: тема божественного происхождения всего на земле спорит с темой о человеке как наивысшей ступени развития. Но лирический герой Бунина не испытывает гордость за это, ведь человеку суждено не только осуществлять радостные открытия, но и познать все беды этого мира. Стихотворение написано в жанре элегии и представляет собой своеобразный диалог с собакой, в котором за нее думает лирический герой, наделяя животное человеческими качествами и возможностями. И только две последние строки автор посвящает состоянию своей души. Интересно то, что эти строки – итог его размышлений — не отделены структурно от последней строфы, но при этом их можно выделить в отдельную, вторую, часть произведения.
«Мечтай, мечтай», — так начинается стихотворение. Лирический герой обращается к собаке, и в этом слове одновременно пересекается идея о способности чувствовать и переживать животными, и некоторая насмешка, о которой наводят мысли следующие строки. Первая строфа не просто описывает все то, что видит собака «тусклым», «узким» взглядом. Бунин недаром наделил ее взор безрадостными эпитетами «уже» и «тусклей». С их помощью он передает безысходность ее жизни, в которой только и осталось место мечтам и воспоминаниям. Ощущение тоски и грусти создает зима, «вьюжный двор». Зима — это уже что-то отжившее, отболевшее, но оттого тоскливое, и в этой тоске, как во вьюге, не распознать уже других чувств.
Метафорой «вьюжный двор» и эпитетами «гулких, дымных тополей» нарисована действительность, которую глазами тоскующей собаки видит лирический герой. Читатель благодаря этим средствам художественной выразительности может не только представить зимний пейзаж двора, но даже услышать звуки вьюги и гула тополей, как будто сама природа согласна с чувством автора, как будто она знает причину его грусти.
Интересно свои размышления передает автор через мысли собаки во второй строфе. Она вздыхает и думает, как человек, но все-таки собака сильно зависит от его воли. Потому она свернулась у ног лирического героя, возможно, надеясь на его помощь, ища защиты у него. Автор прерывает рассказ о собаке многоточием. Наверное, он тоже задумался глубоко о чем-то своем. Он понимает, о чем думает животное, и в этом — единство собаки и человека. Это читается и в местоимении «мы», таком теплом и объединяющим человека и животное.
Бунин считает, что мы сами являемся причиной своей тоски:
«…мы сами томим себя — тоской иных полей, иных пустынь… за пермскими горами». Строки отсылают нас на родину собаки — Сибирь, но они и обобщают всю человеческую тоску, которая не зависит от места, где мы находимся. Тоска как будто берется из ниоткуда. Мы, люди, даже сами томим себя ей, постоянно желая того, чего нет у нас сейчас,
В четвертой только строфе мысли автора и собаки расходятся. Ее воспоминания чужды лирическому герою, ведь он никогда не был на ее родине и ему сложно понять, что такое «седое небо, тундры, льды и чумы…». Но он готов разделить с собакой думы и переживания, потому что он человек и может больше, чем собака у ног:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.
В последней строфе сосредоточена идея стихотворения. Автор сравнивает себя с богом, но не возвышает себя – это приносит ему и страдания наравне с умением тонко чувствовать этот мир.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, придающему ритмичность стиху. В нем мы не найдем большого разнообразия средств художественной выразительности, но тем ближе оно каждому из нас, тем понятнее становится тоска лирического героя для каждого читателя.
Можно сказать, что все стихотворение является предисловием к последним его строкам. Именно в них мы найдем главную мысль произведения. Объединением своих переживаний и переживаний собаки автор подводит нас к мысли о том, что все, созданное богом, способно на такие же чувства, как и человек. Но только человек считает себя хозяином и животных, и своих чувств. Автор развенчивает эту людскую самонадеянность, не отрицая при этом божественного начала человека. Мы можем «познать тоску всех стран и всех времен», и это дано нам свыше не просто так. Но далеко не каждый из нас готов сочувствовать и сопереживать.
Мне кажется, в стихотворении Бунина есть призыв быть благодарным за то, чем наделил нас бог. Нам нужно научиться состраданию и сочувствию, которое бы смогли разделить с тем, кто в них нуждается.