Анализ стихотворения «Сожженное письмо» (А.С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Сожженное письмо» (А.С. Пушкин) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Сожженное письмо», которое написал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, дает возможность лучше познакомиться с произведения и узнать все тонкости. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, при помощи которого будет легче понять произведение.

История создания

Поэт отбывал южную ссылку, поэтому проживал и работал в Одессе. Александр Сергеевич трудился в канцелярии, где его руководителем был граф Михаил Воронцов. Мужчины очень ладили, их можно было даже назвать в какой-то степени приятелями. Но их хорошие отношения резко закончились, когда Александр Сергеевич познакомился с женой графа, которую звали Елизавета Воронцова.

При первой же их встрече поэт отметил, что Елизавета прекрасна как внешне, так и внутренне – она имеет прекрасное образование, может поддержать любую тему разговора. Первая симпатия очень скоро переросла в более серьезное и взаимное чувство. Более того, девушка не держала от супруга в тайне свои отношения с поэтом. Михаил Воронцов относился к этому спокойно до поры до времени, пока по всему городу не поползли сплетни. Тогда он приложил усилия, чтобы Александр Сергеевич покинул город в ближайшее время.

Именно эта девушка сделала подарок поэту в виде перстня, который стал для него талисманом на всю жизнь.

Александр Сергеевич осознавал, что вряд ли когда-либо еще раз увидится со своей возлюбленной. Влюбленный достаточно долго переписывались, но Елизавета просила поэта сразу же уничтожать её послания. Поэт был не согласен с этой просьбой, но не посмел ослушаться любимую. Однажды, во время нахлынувших чувств, Александр Сергеевич пишет произведение «Сожженное письмо». Датируется данное стихотворение 1825 годом.

Жанр, размер

Стихотворение «Сожженное письмо» — это любовная лирика. Хотя анализируемое стихотворение можно так же отнести и к посланию, и к элегии. Для написания Александр Сергеевич выбирает шестистопный ямб. Рифмовку автор выбирает парную, что не совсем для него характерно. Рифма чередуется мужская с женской. Но в самом конце стихотворения рифма отсутствует вовсе. Данный прием помогает лучше передать чувства лирического героя, который полностью разбит и раздавлен своим разочарованием.

Образы и символы

В образе лирического героя представлен сам автор, который таким образом передает свои чувства и состояние. Он сжигает послание, которое ему очень дорого. Но он не имеет права противиться любимой женщине. Хоть письмо и является для него живительной влагой, источником вдохновения и сил, но автору нужно проститься со всем этим. Он хочет забыть о прошлом, которое когда-то приносило ему так много счастливых дней и моментов. Но оно невозвратно, поэтому разумнее будет покончить с этим.

Так же присутствует образ самого письма. С его помощью автор пытается изобразить ту невидимую нить, которая его ещё соединяет с его любимой женщиной. Хотя молодые люди были уже больше друзьями, чем любовниками, для поэта очень многое значит эта призрачная связь. Он относится к письму как к некому сокровищу, которого он ждал очень долго. Именно поэтому ему достаточно тяжело сжечь столь дорогое послание.

Можно так же выделить образ огня, который в данном стихотворении символизирует некое очищение, хотя и беспощадно сжигает столь драгоценные листы послания.

Еще один образ присутствует в стихотворении «Сожженное письмо» — это образ сгорающих листков. Автор показывает их живыми существами, которые ощущают боль. Они символизируют то, что происходит в этот момент в душе поэта. Даже пепел дорог поэту.

Композиция

В данном стихотворении поэт использует линейную композицию. Состоит стихотворение из трех четверостиший и одного трехстишия.

По смыслу произведение можно разделить на три части. В первой части мы видим обращение поэта непосредственно к письму. Поэт хочет попрощаться с ним.

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Во второй части стихотворения автор сжигает послание, наблюдая, как вместе с ним горят и его надежды и мечты.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!.. вспыхнули… пылают… легкий дым,

В завершающей части произведения поэт обращается к пеплу.

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Темы, проблемы

Основной темой произведения является, конечно же, любовь. Автор показывает несчастную любовь, которая приносит лишь разочарование. Да, он был счастлив, именно эти воспоминания он и старается хранить. Эти чувства не принесли поэту ничего, кроме боли. За столь короткое время счастья поэту пришлось расплачиваться продолжительной печалью.

Он пишет эти строки, находясь на грани отчаяния. Можно услышать и прочувствовать ту боль, которая разрывает поэта. Ими наполнены практически все строки стихотворения. Он мучается от разлуки, понимая, что не в силах что-либо изменить.

Он живет лишь воспоминаниями о былой любви, поэтому ему очень тяжело перевернуть страницу своей жизни. Он любит эту женщину, поэтому старается выполнить все её пожелания, даже вопреки своему счастью.

Средства выразительности

С помощью различного рода троп автор более четко передает свое состояние души и настроение.

Использование эпитетов хорошо раскрывают чувства поэта, придавая им краски и оттенки.

Олицетворения передают эмоциональное состояние поэта, передавая его чувства и состояние души.

Благодаря метафорам поэту удается создать неповторимую образность произведения, делая его невероятно красивым.

Так же автор использует инверсию. С её помощью ему удается придать стихотворению мелодичности.

Основная мысль

Основной мыслью, которую автор вложил в стихотворение, можно назвать прощание поэта с былой любовью. Он придается воспоминаниям, понимая, что ему необходимо перевернуть страницу своей жизни и продолжить свое существование с чистого листа. Но даже стихия не властна над чувствами поэта. Огонь сжигает бумагу, но не память о женщине, которую он продолжает любить.

Да, письмо можно сжечь, но все равно останется пепел, который будет постоянно напоминать о былом счастье.

Очень тяжело забыть и вычеркнуть из жизни моменты, когда ты действительно был счастлив. Ты готов хранить даже пепел. Это те воспоминания, которые причиняют боль, но это очень сладкая боль. Пушкин понимает, что с этим пора заканчивать и начинать жить заново. Он вроде бы даже решается на это, сжигая письма любимой. Но в последний момент он согласен хранить даже пепел, лишь бы воспоминания не покидали его!

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий