Необходимо провести анализ стихотворения «Стихи о рыжей дворняге» (Э. Асадов), чтобы научиться чувствовать так же, как его автор, научиться любить и уважать природу и тех, за кого мы берем ответственность.
Стихотворение пронзительное, и затрагивает самые тонкие струны души каждого человека. Просто невозможно оставаться равнодушным к собакам после слов Асадова. А у поэта был особый талант призывать человека к добру.
«Стихи о рыжей дворняге» написаны уже после войны, когда поэт учился в литературном институте. В это время Асадов уже не писал так много стихов, как раньше, но зато это самые удивительные произведения его творчества.
Возможно, и существует какая-то конкретная история, побудившая Асадова создать такое доброе произведение, но, скорее всего, это результат наблюдений поэта за людьми и животными. В стихотворении сосредоточен эмоциональный и жизненный опыт человека. Асадов умел сочувствовать, сопереживать, жалеть. Он и читателей призывал к этому буквально в каждом своем стихотворении. И как бы хорошо было, если бы получилось у поэта сделать этот мир хоть самую малость лучше и чище.
Тема стихотворения лежит на поверхности – это любовь и уважение к братьям нашим меньшим. Простым и доступным языком, как только это умеет Асадов, он говорит о таких же понятных, кажется, вещах, озвучивая идею, которую каждый родитель несет своим детям из поколения в поколения.
Из-за своей четкой композиции стихотворение очень схоже с рассказом или повестью. У него есть введение, основная часть и заключение. И только оформление и особая музыкальность позволяют относить его к жанру лирического произведения.
Первая часть – это первые две строфы. Это предыстория, в которой читатель узнает о том, как собака оказалась одна на вокзале. Ее бросил хозяин. Бросил безжалостно и хладнокровно. Правда, автор как будто попробовал оправдать его или как-то смягчить, объяснить и оправдать поступок человека:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Но даже эти сожаления звучат как-то холодно, как обыденные слова.
Подтверждает это и следующее четверостишие. Небрежно швырнул человек «под скамейку ошейник». А потом скрылся поскорее. Наверное, чтобы собака не успела заметить это. Швырнул и скрылся – глаголы, которыми характеризует действия хозяина Асадов. И тем самым лишает его малейшего сочувствия и понимания.
Хозяин скрылся в шумной толпе, которую автор называет муравейником, а собака осталась одна. И именно ей посвящена главная и самая большая часть стихотворения.
Что же чувствует животное, когда его так предательски, струсив отчего-то, бросает человек, которого оно любит больше жизни?
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Эти строки невозможно читать без слез, настолько ярко должен представить каждый читатель, что чувствует собака, которую предали. Она не побежала за хозяином, не начала лаять. Асадов не говорит громких фраз о ее страданиях, и все-таки сердце сжимается у каждого из нас. Собака как будто все понимает и знает, что бесполезно бежать вслед человеку. Но собака настолько умное и преданное существо: она не может даже мысли себе позволить о том, что хозяин делает что-то неправильно. Она доверяет ему, но ей больно. И от этой боли цепенеет ее сердце и лапы. Поэтому она не может ни побежать, ни завыть, и только в умных глазах – почти человеческая бесконечная тоска. Но автор говорит, «почти» человечьей. Почему так, если он любил животных даже больше людей? Я думаю, что тоска животного искреннее и сильнее, чем человеческая, а сравнением он только подчеркнул свою мысль.
Промелькнула надежда у собаки в виде подошедшего старика, но он не взял ее, потому что она была непородистая, дворняжка. Но мне кажется, что она бы и не пошла со стариком. Собаке не позволила бы бесконечная преданность к своему хозяину.
Оцепенение у собаки прошло, и она выплеснула свое одиночество в беге за поездом. Живое, чувствующее сердце собаки просто бы не выдержало разлуки.
Меняется и темп стихотворения. Читатель как будто выходит вместе с собакой из немого ужаса:
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
Паровоз взревел, огонь заметался – все вокруг будто бы вместе с собакой переживает и страдает вместе с ней. Собака бежала в ночную пустоту, не разбирая дороги, так бегут обезумевшие от горя люди, и мы переживаем с брошенным животным весь спектр его чувств, так же быстро, стремительно и хаотично, как огонь над трубой, как паровоз, взревевший «что есть мочи».
Как в кино, меняются картинки в воображении читателя: бегущую собаку сменяют кадры спокойных и беззаботных пассажиров вагонов, которым и дела нет до несчастной рыжей дворняги. Среди них был и хозяин, так же спокойно куривший и быстро забывший о своем преданном псе. И никому не было дело, что бежит, задыхаясь, собака за поездом.
Страшно читать о собаке дальше. Ужас охватывает от осознания такой ужасной гибели самого замечательного, преданного и доброго животного. Теперь можно точно сказать, что она до конца была верна одному человеку.
Ее сил не хватило, чтобы догнать поезд, и собака просто погибла, забытая всеми.
Криком вырываются последние строки у автора:
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
В этих словах слились негодование и обида за животное, злость на человека, презрение к старику, прошедшему мимо, сочувствие к собаке и страдание за нее. В них же и главная мысль стихотворения, ведь дело не в породе, а в душе.
В стихотворениях Эдуарда Асадова не найти сложной символики и каких-то загадочных образов. Нет в них и большого количества средств художественной выразительности. Но все-таки в «Стихах о рыжей дворняге» читатель не может не заметить очень выразительных олицетворений: «огонь заметался», «паровоз взревел». Они здесь неслучайны. Я думаю, с их помощью автор более красочно передал мысль о бездушии человека. Ведь даже неодушевленные предметы не могут не сочувствовать собачьему горю. А вот люди в стихотворении безмятежны и даже, как я считаю, бесчувственны. Поэтому и кажется нам, что слово «почти» больше подходит человеку. Это ему еще долго расти до чистой души животного. Это он не достаточно честен и предан.
Есть в стихотворении и яркое сравнение: «пестрый людской муравейник». Муравейником называет Асадов поток людей. Они настолько заняты своим делами, что, возможно, даже не замечают два глаза с нечеловеческой тоской.
Метонимией «следили два карие глаза» автор передает неподвижность, паралич собаки. Она настолько оглушена и обескуражена случившимся, что даже не сразу приходит в себя. Только глаза продолжают все видеть, а сердце чувствовать.
Обращает на себя внимание и роль лирического героя в стихотворении. На всем его протяжении он как будто находится в сторонке, наблюдая за происходящим, и только в конце стихотворения появляется с неоднозначным призывом к читателям. Скорее всего, в этом тоже есть свой смысл. Возможно, автор хотел дать шанс человеку самому исправить ошибку. Но тот не оправдывает его надежд, и лирический герой окончательно разочаровывается в людях. Но все не так безнадежно, нужно только чтобы его услышали люди и поняли, что порода не в теле, а сердце.
Асадов не говорит витиевато и с подтекстом. В его стихах все на поверхности, но, может быть, именно поэтому его простые слова, понятные каждому человеку, так трогательно звучат для каждого читателя. Вот и о брошенном псе поэт пишет без прикрас и жестко критикует человека. Лейтмотивом творчества Асадова вообще, пожалуй, можно считать призыв к состраданию и к сочувствию. К человечности. А ведь именно в этом стихотворении, как ни в одном другом, человек лишен своих лучших качеств. Ими автор щедро награждает беспородного пса и даже неживые предметы. И еще сильнее на этом контрасте выделяется жестокость и безразличие людей.
Так у кого же, получается, нет породы в стихотворении Асадова? У доброго и преданного до смерти пса? Или у его хозяина? А может быть, беспородный старик, который смалодушничал и обидел собаку еще сильнее ложной надеждой? Мне кажется, ни у кого из читателей не возникнет сомнений, какой ответ верный. И если хоть чуточку после прочтения стихотворения каждый из нас станет лучше и покормит голодное животное, согреет — замерзшее, значит, не зря Асадов рвал сердце себе и всем читателям. Значит, не зря писал стихи о рыжей дворняге.
Нужно быть добрее и видеть породу сердцем. Тогда мы еще сможем стать похожими на собак – такова основная мысль стихотворения Асадова.