Анализ стихотворения «Телега жизни» (А.С. Пушкин) заставляет задуматься и молодого неопытного читателя, и уже прожившего долгую жизнь человека о скоротечности времени. Что для каждого из нас жизнь и время? В детстве и молодости кажется, что человеку отведено неприлично много лет. Совсем иначе мы воспринимаем время в конце нашего жизненного пути: кажется, и не было этих десятилетий, пролетевших, как один день.
Вот и у Пушкина в стихотворении «Телега жизни» жизнь каждого человека ограничена рамками одного дня. Раскрывая философскую тему скоротечности жизни, автор использует древнерусские символы утра – молодости, полудня – зрелости и вечера – старости. Ночь – это образ смерти, бесконечность, из которой человек выходит и уходит тоже в нее. Идея стихотворения заключается в том, что время неумолимо летит, независимо от наших желаний. И человек, увы, не в силах изменить то, что задумала сама природа.
«Телега жизни» – одно из первых философских стихотворений Пушкина. Написано оно в 1823 году и выдает в поэте пытливый ум, ищущий ответы на вопросы о бытие. В двух смысловых частях автор излагает свой взгляд на тему жизни и смерти, вечности и мгновения.
Первая часть состоит из одной строфы и представляет собой предисловие к основной части стихотворения. В ней Пушкин сравнивает человеческую жизнь с поездкой в телеге. Ей заправляет ямщик, без устали и равнодушно несущийся по дороге. Ямщик – это образ седого времени, которое летит без остановок на передышку и отдых. Неумолимость времени лучше всего понятна из последней строки первого четверостишия:
Везет, не слезет с облучка.
Ямщик как будто прирос к облучку телеги и уже просто не может сойти. Но в этом читатель видит еще и какое-то равнодушие, безразличие. Сиди хоть кто в той телеге, ямщик не изменит своей траектории и будет так же безразличен к своему пассажиру. Так и мы для времени одинаковы, и никого оно не щадит:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка…
Вот только легкости на душе человек от этих строк не чувствует, потому что жизнь каждого человека пролетает легко и непринужденно, будь то простой крестьянин или великий художник, или писатель.
Вторая часть состоит из трех строф, каждая из которых символизирует разные периоды жизнь человека. Так во второй строфе Пушкин говорит о молодости, которую автор сравнивает с утром. Молодость – это начало жизни. В юности человек не боится жить и летит на всех порах. Человек только сел в телегу и еще не знает, какой путь его ожидает, поэтому ему так рвется его удаль наружу, что даже опасности воспринимаются им как какое-то приключение. В молодости лучше опасность, чем бездействие, и лучше «голову сломать», чем прозябать в безделье, боясь опасности.
Молодость не любит «лень и негу». Нужно действовать, и лучше немедленно. Спокойная размеренная жизнь не для задорной энергичной молодости, а потому утром мы сильнее и быстрее гоним жизнь, ведь столько много ее еще впереди. Нужно быстрее! Чтобы успеть попробовать все, побывать везде, увидеть многое. Поэтому поездка сопровождается криками ямщику: «Пошел!». И сами того не подозревая, ускоряем ход времени, и без того летящим с огромной скоростью.
И время летит. Настолько быстро, что вот уже наступает полдень – зрелость человека. И уже нет «той отваги», и нет желания ехать быстро. «Порастрясло нас», – пишет поэт, передавая этой фразой мысль о накопившемся жизненном опыте. Мы подходим к зрелому возрасту с набитыми шишками, многое пережито, и многое мы уже знаем и можем предотвратить неприятности, объехать «косогоры и овраги». Зрелый человек старается выбрать путь поровнее, а ехать помедленнее. Часто мы не успеваем за более молодыми и смелыми ездоками, чаще предаемся рассуждениям и анализам действий и мыслей. И если в молодости мы гнали телегу на всех порах, то теперь уже хочется притормозить, чтобы не пораниться снова:
Кричим: полегче, дуралей!
Зрелость – это середина жизни, и теперь она оценивается и осознается не только с точки зрения взгляда в будущее, но и с анализа прошлого. Половина пролетела незаметно, так же быстро пролетит и вторая, и оттого на еще горячем сердце появляется налет грусти.
Последняя строфа посвящена старости, или вечеру, дня. К этому времени человек устает от долгой дороги и даже созерцанию пролетающих картин предпочитает дремоту. Жизнь не тяготит его, но он к ней уже привык. Ничего нового и интересного ждать уже не приходится, все известно, все уже в жизни человека было. К тому же спускающаяся ночь навевает желание заснуть.
А жизнь все та же, и все так же «время гонит лошадей», но человек послушно едет «до ночлега», иначе говоря – к смерти.
Особенно обреченно звучит последняя строка:
А время гонит лошадей.
Время человека подходит к концу, но жизнь продолжается и после его смерти, и кто-то молодой и энергичный утром снова сядет в телегу жизни, и все повторится сначала.
В основе стихотворения «Телега жизни» лежит метафора. За созданными поэтом образами скрывается глубокий смысл произведения. Жизнь скоротечна и пролетает, как один день. Но в этом заключается и мудрость мироздания, которая делает человека причастным к природе. Мы живем с ней в одном темпе, проходя все жизненные этапы, как будто проживаем все времена суток.
В этом стихотворении поэт пытается найти ответы на важнейшие для себя вопросы, но признает, что невозможно познать всю мудрость высшей воли. Личным местоимением «мы» Пушкин обобщает всех людей, лишний раз подтверждая тот факт, что время для всех одно.
Не только великолепные образы и развернутая метафора способствуют раскрытию темы стихотворения. Немногочисленные эпитеты «ямщик лихой», «седое время» раскрывают драматизм человеческой жизни. Но вообще Пушкин остается верен себе и в этом стихотворении. Он не перегружает его средствами художественной выразительности, а простыми словами в четырех четверостишиях рисует читателям всю суть жизни. И даже четырехстопный ямб с пиррихиями не нарушает традиций Пушкина, он четко попадает в общий ритм стихотворения, дополняя его философское настроение.
Образ скрипучей старой телеги совсем нелиричен, но в этом-то и заключается идея скоротечности жизни: в обыденности и прозаичности всего происходящего в ней, в цикличности и косности бытия. И все-таки я думаю, что автор не показал этим дисгармонию природы, как и не чувствует он безысходности. Скорее, наоборот, в стихотворении чувствуется смирение, принятие законов природы, с которыми бесполезно спорить и остается только бережнее относиться к своему времени.