«Тоска по родине» — это стихотворение, которое занимает особое место в творчестве Марины Ивановны Цветаевой, а узнать, почему именно, вам поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение данной темы займет намного меньше времени.
История создания
Стихотворение «Тоска по родине» великая поэтесса пишет в 1934 году. Это было очень непросто время для Марины Ивановны, поскольку в это время она находилась в эмиграции в Праге. Она уже достаточно давно была вдали от Родины. Изначально поэтесса отправилась в Берлин, который совершенно ей не нравился. Чехия пришлась по душе Марине Ивановне. Молодая женщина с ранних лет путешествовала, поэтому для неё это стало уже привычкой.
Но сейчас была другая ситуация. Цветаевой пришлось уехать в Прагу по той причине, что её творчество было не понятно советской власти, и она отказывалась его принимать. Поскольку Марина Ивановна относилась к интеллигенции, она не могла изменить свое направление и начать писать угодные властям гимны революции. Поэтому для её личного творчества не нашлось места. Всю эту гамму чувств поэтесса показывает читателю.
Открыто Марина Ивановна не говорит этого, но вникнув в написанные строки, становится понятно, что свое стихотворение Цветаева посвящает Родине. Для неё она стала одушевленной, поскольку сыграла значимую роль в судьбе поэтессы.
Жанр, размер
Стихотворение «Тоска по родине» относится к лирическим произведениям. А вот с направлением все не настолько однозначно. Изначально поэтесса писала произведения в романтическом направлении, но постепенно к нему начали добавляться элементы фольклора.
Когда же начались годы её эмиграции, то её становится все ближе футуризм. В своих произведениях Цветаева начинает практически кричать, и больше всего напоминают лирический вопль. Очень хорошо данные изменения прослеживаются именно в стихотворении «Тоска по родине».
Для написания стихотворения Марина Ивановна использует четырехстопный ямб, ритм при этом остается рваным – создается ощущение крика, благодаря чему замечательно передаются эмоции. Но при этом всем стихотворение не лишено мелодичности. Наоборот, благодаря особому ритму создается своеобразное настроение, что как нельзя лучше передает эмоциональное состояние Цветаевой.
Композиция
Композиция в стихотворении «Тоска по родине» свойственна Марине Ивановне – линейная. С каждой строкой раскрывается основная мысль произведения – поэтесса будто бы размышляет вслух.
В самом начале женщина говорит о своем равнодушии. Она устала, перегорела и теперь для неё не играет роли, где именно пребывать в одиночестве. Но продолжив свои размышления, поэтесса понимает, что тоска по Родине так и не прошла, и является до сих пор для неё острой темой.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…
В заключительных строках Марина Ивановна признается читателю и самой себе в том, что на самом деле она по-прежнему не равнодушна к своей родной земле. Свою Родину она ассоциирует с рябиной, которая для неё является символом России.
Именно оборванная мысль в последних строках и является главной особенностью композиции произведения.
Образы и символы
Повествование в стихотворении происходит от первого лица. Лирический герой – это явное отображение самой поэтессы. Она делится с читателем своей собственной историей, теми переживаниями, которые были у неё в душе. Марина Ивановна делится своей невыносимой тоской по Родине, хотя и пытается убедить себя в обратном. Она пытается обмануть себя, что ностальгия уже не та, воспоминания не вызывают больше тоски и боли, но в конце произведения все же признается, что душевные раны еще кровоточат.
Используя в конце стихотворения куст рябины, который для поэтессы являлся символом Родины, России.… В последних двух строках отчетливо становится понятно, что Цветаева имеет ввиду именно Родину, а не просто куст ягод.
Темы, проблемы
Основной темой стихотворения «Тоска по родине» становится любовь поэтессы к Родине, её тоска и ностальгия. Марина Ивановна тщетно пытается доказать, что стала равнодушна, но она по прежнему скучает по родной земле, по языку и по России. Именно эта самая ностальгия и становится основной темой и проблемой стихотворения.
Вторая тема произведения – это одиночество. Поэтесса столкнулась с тем, что вдали от Родины ей очень одиноко, её никто не понимает, а их речь для неё чужая. Она очень страдает от этого непонимания и безразличия.
В стихотворении поднята проблема эмиграции. Эта вынужденная мера коснулась многих людей, которые должны были покинуть свой родной дом из-за сложившихся обстоятельств. Данная проблема сильно волнует поэтессу, поэтому она делится ею с читателем.
Так же затрагивается проблема свободы. Марина Ивановна не может ощущать себя свободной, поскольку её из-за своих взглядов пришлось покинуть родной дом. Теперь она ощущает себя изгнанником, которому нигде нет места, а вернуться домой нет возможности.
Что же касается настроения произведения, то оно должно было бы стать равнодушным, если бы между строк не проглядывал сарказм вместе с гневом.
Средства художественной выразительности
В произведении «Тоска по родине» Марина Цветаева использует большое количество разнообразных троп. К данному приему она прибегает для того, чтобы как можно ярче и понятнее передать свои чувства читателю.
Главными в произведении выступают эпитеты, которые придают стихотворению красочности. Так же в тексте встречаются сравнения, с помощью которых поэтесса четко подмечает особенности того или иного предмета.
Для создания ритма стихотворения поэтесса использует анафору. Н, а главную мысль стихотворения автор передает при помощи символа рябины. Именно благодаря этому символу окончание произведения приобретает драматичность и трагичность.
Основная мысль
Главной мыслью стихотворения «Тоска по родине» является то, что, даже уехав далеко от родной земли, навсегда покинув свой дом, даже спустя много лет человек будет испытывать тоску и желание вернуться. Особенно, если Родина для него значит так же много, как она значила для Марины Ивановны Цветаевой. Но, к сожалению, не у каждого человека есть такая возможность.
Есть категория людей, которые с молоком матери впитали любовь к родному краю. Вот им сложнее всего находиться далеко от родного дома. Это чувство невозможно не убить в себе, не избавиться от него. Человек начинает жить воспоминаниями, тосковать, и стараться найти что-то родное на чужой земле.
Марина Ивановна старается убедить в первую очередь себя в том, что она стала равнодушной и ей без разницы, где именно находиться. И лишь выплеснув все свои чувства и эмоции, она признается в том, что это не так. Она с трепетом относиться к тому самому кусту рябины, который встречается на её пути, потому что он навсегда стал для неё символом России.