Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы» (А.А. Фет)

Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы» (А.А. Фет) Анализ стихотворений

Полный анализ стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы», которое написал Афанасий Афанасьевич Фет, раскрывает различные идеи, темы и проблемы, которые хотел показать автор. Команда Литеровед.ру дает возможность насладиться красивейшей и музыкальной лирикой поэта, в которой заключается глубокий смысл.

История создания

Изучая лирику поэта, мы можем наблюдать, как поэт развивался как автор. Взрослел, мысли становились более глубокими, обдуманными и серьезными. Но, единственное, что оставалось в поэзии Фета неизменным – это её легкость и многозвучие. В данном произведении мы видим некую пейзажную зарисовку, которая таит внутри себя очень много интересного.

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Афанасьевич Фет написал в 1883 году, когда был уже очень немолод. Поэт прожил достаточно долгую жизнь. Творец посвящает всего себя и все свое время для литературного поэтического творчества. В свои произведения автор вкладывает всю ту мудрость, которую накопил с годами.

В данный период времени формируется большое количество различных литературных течений. Но Афанасий Афанасьевич не причисляет свое творчество к какому-то определенному течению. Он творит в своем собственном направлении, не сковывая и не ограничивая себя рамками и канонами. Его поэзия сплошь пронизана свободомыслием и неординарностью. Именно это и делает её особенной и неповторимой.

В своем творчестве автор использует сразу несколько направлений, умело переплетая их черты и идеи. Анализируемое стихотворение является тому ярким примером. В нем мы можем увидеть как пейзажную лирику, так и философскую. Автор соединил в одном своем стихотворении две основные темы. Так же, в тексте проглядывается и часть религиозной тематики.

Жанр, размер

Жанром данного стихотворения является пейзажно-философская лирика. Во всем тексте видно отражение личных чувств поэта, а так же передается его настроение. Здесь Фет передает свои эмоции, которые возникли у него в то время, когда он созерцал окружающую природу, придаваясь размышлениям.

Во всем тексте проглядывается то, как автор относится к окружающей природе, какие эмоции испытывает при этом. Как говорилось ранее, поэт не относил свое творчество ни к одному из существующих направлений. Но больше всего стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» напоминает романтизм, к которому будет правильнее всего его отнести. Здесь рассматривается духовная сторона человеческой жизни, а так же философские мысли, которые возникали у лирического героя в данное время.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, как и многие другие произведения русской поэзии. Многие поэты использовали его в своем творчестве. Это станет заметно, если немного углубиться в анализ русской поэзии.

Рифмовку автор использует перекрестную, рифма встречается как мужская, так и женская.

Композиция

В данном стихотворении используется линейная композиция. Состоит при этом произведение из трех строф.

В первой строфе автор знакомит читателя с зимним лесом. Он рассказывает о том, как замерзают деревья при суровой стуже. Но они не сдаются, оставаясь такими же стойкими. Они ждут того момента, когда закончатся их мучения и холод.

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Во второй строфе идет рассказ о той самой зимней катастрофе, которая обрушилась на бедные деревья. Здесь читатель уже наблюдает движение. Появляется порыв ветра, но деревья по-прежнему стойко стоят на своем месте.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Третья строфа рассказывает читателю, что все эти мучения деревьев были не напрасны. Наконец-то появляется намек на скорый приход весны, который подарит тепло и радость. На этом примере автор показывает то, что даже в самый сложный момент жизни, не стоит забывать о том, что скоро это все закончится и наступят радостные и теплые дни.

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Образы и символы

Основными образами лирического произведения можно назвать образ природы, дуба и березы. Автор показывает их четко, поэтому нет необходимости что-то додумывать. В образе деревьев автор заключает людей. Дуб – является отображением мужчин, а береза – женщин. Стоит восхититься их стойкостью, силой и выдержкой. Благодаря этим качествам они стойко переносят  сильные морозы. Таким образом, поэт показывает, что и человек способен преодолеть все те трудные времена, которые порой наступают в его жизни. Поэтому не нужно никогда сдаваться, а стоит многому поучиться у деревьев. Поэт показывает, что деревья так же плачут, у них лопается и трещит кора, но они, молча вынося все трудности. Непогода срывает оставшиеся листья, унося их далеко вдаль. Это как воспоминания о былых, лучших временах.

Они стоят благодаря своей вере. Вере в лучшее время и скорейший приход весны. Когда закончится ужасный холод, а теплое солнышко согреет их. Так и человек должен верить, что рано или поздно все наладится, появится новая радость и счастье. Просто нужно пережить этот тяжелый момент.

Чем сильнее дождь, тем светлей будет солнце. Об этом стоит всегда помнить, потому что не бывает все всегда плохо. Необходимо набраться сил, стойкости и мужества, дожидаясь счастливой поря. А она обязательно настанет!

Темы, проблемы

Главной темой произведения является т незримая связь человека с природой, что их объединяет. Второй темой стихотворения можно выделить тему веры и стойкости, благодаря которой человек справляется со всеми тяжелыми испытаниями, которые выпадают на его пути.

Настроение стихотворения воодушевленное, вселяющее веру и надежду. Пессимизма здесь нет, хотя и используется некоторые достаточно грустные выражения и слова. Поэт искренне верит в то, что хорошее время обязательно настанет, необходимо просто его дождаться. Именно эту мысль он и доносит до читателя.

Средства выразительности

В анализируемом стихотворении можно встретить большое количество различных троп. Больше всего автор прибегает к помощи олицетворений, благодаря которым передает основную мысль произведения.

Так же в тексте встречается большое количество эпитетов, с помощью которых автор добавляет красочности и контрастности.

Основная мысль

Главным смыслом анализируемого стихотворения является то, что нам, обычным людям, было бы неплохо поучиться многому у природы. На примере деревьев поэт показывает невероятную силу и стойкость, которой порой так не хватает в нашей жизни. Люди должны не терять веры ни в себя, ни в происходящее. Надежда – это то, главное, что должно навсегда поселиться внутри человека. Мы должны верить в светлое будущее, которое обязательно наступит.

Автор считает, что если деревья в состоянии пережить сильнейшие морозы и не сломаться, то и человек ни при каких обстоятельствах не должен опускать руки. Необходимо запастись терпением, благодаря которому появится возможность справиться с любыми жизненными неурядицами.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 3.5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий