Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев)

Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Весенние воды», которое написал Федор Иванович Тютчев, позволяет познакомиться с историей создания произведения, а так же узнать некие особенности его написания. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, с помощью которого вам будет намного проще изучить стихотворение.

История создания

Стихотворение «Весенние воды» поэт написал в 1830 году, но в печать оно попало лишь через два года в журнал «Телескоп». В это время Федор Иванович проживал в Германии. Ему очень не хватало природы России, которую он так сильно любил. Тоска по Родине так же имела место быть, поскольку поэт являлся настоящим патриотом родной земли.

Приход весны поэту приходится встретить вдали от родного края. Единственное, что немного успокаивало автора, это то, что весенние дни в Германии были очень похожи на весну в России. В его строках слышится любовь и надежда на приход теплых дней, поэтому Тютчев детально описывает всю прелесть пробуждения природы после зимней спячки.

Стоит вспомнить о том, что творчество не являлось основным занятием поэта. Это было больше хобби для души, а все основное время он тратил совершенно на иной вид деятельности. Свои стихотворные труды он демонстрировал лишь самому близкому и родному кругу людей. Именно родные настояли на том, чтобы Тютчев придал огласке свои труды.

Поэзия Тютчева имеет особую ценность, поскольку была написана не для широкой публики, поэтому впитала в себя все самые интимные и искренние переживания поэта, которыми принято делиться лишь с самыми близкими людьми.

Жанр, размер

В лирике Федора Ивановича в большей части проявляется романтизм. В анализируемом стихотворении это особенно отчетливо видно. Больше всего в произведении видны чувства и переживания лирического героя. Автор идеализирует природу, показывая читателю все её прелести.

«Весенние воды» — это пейзажная лирика. В самом центре стихотворения описывается природа. Лирический герой каждой клеточкой своего тела ощущает приближение весны. Да, снег ещё не до конца сошел, но в воздухе уже начинает пахнуть теплом и уютом. Больше всего о приходе весны напоминают весенние воды, которым герой уделяет особое внимание.

Природа начинает просыпаться после длительной зимней спячки, и торопится поскорее возродиться.

Размер написания – это четырехстопный ямб, рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение «Весенние воды» состоит из трех строф, каждая из которых включает в себя четыре строки.

Первая строфа произведения показывает пробуждение природы.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Природа до конца еще не проснулась от зимней спячки, но в воздухе уже витает аромат весны.

Во второй части произведения читатель видит монолог ручьев, которые спешат оповестить о том, что пришла долгожданная весна.

Третья строфа произведения знакомит читателя с новым образом – хороводом теплых майских дней. Они с нетерпением ждут, когда же смогут наступить в полную силу.

Образы и символы

В роли лирического героя перед нами предстает человек, которому удается прочувствовать и передать каждое дуновение весны. Он замечает даже самое незначительное изменение в природе и спешит поделиться им с читателем. Более того, вместе с приходом весны, он сам начинает оживать и пробуждаться. Автор показывает неимоверную связь человека с природой, и то, как она способна влиять на наши чувства и настроения.

Образ вены показан одушевленным. Каждый из её гонцов торопится рассказать людям о главном событии – приходе весны. В каждом элементе кипит жизнь, что не остается незамеченным нашим лирическим героем. Весна отображает возрождение человеческой души и тела, символизируя начало новой жизни.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения можно назвать приход весны. Автор передает это все через лирического героя, который наделен невероятной чуткостью, способный отметить даже самые незначительные изменения в окружающем мире. Он наслаждается природой, любуется ею, о чем с воодушевлением рассказывает читателю. Весна – это своего рода ренессанс человеческой души.

Так же автор показывает ту незримую, но очень сильную связь человека с окружающим миром. Он просыпается вместе с природой, у него появляются новые силы и желание жить и творить. Настроение стихотворения радостное, поскольку лирический герой чувствует начало счастливых перемен. Зима закончилась, поэтому впереди теплые и счастливые дни. Пусть снег еще не растаял, это нисколько не огорчает лирического героя. Он, наконец-то, пробудился от зимней спячки и готов на новые подвиги.

Все ждут прихода весны. Автору удается показать то, насколько прочная связь между темой природы и внутреннего мира человека. Данную связь он показывает на примере того, что как только пробудилась природа – настроение лирического героя так же улучшилось.

В данном произведении отсутствуют философские размышления, касающиеся жизни. Здесь показана лишь красота природы и любовь к ней человека. Главной идеей стихотворения выступают мысли, которые возникают у лирического героя с приходом весны.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев использует различные тропы.

Например, с помощью приема звукописи автору удается придать динамики произведению, а благодаря аллитерации создается ощущение подвижности.  

Присутствует в стихотворении и большое количество эпитетов, с помощью которых поэту удается создать невероятные картины природы, которые поразили читателя своей неповторимостью.

Федор Иванович использует олицетворения, благодаря которому образ весны становится живым. Так же в стихотворении используются метафоры.

Основная мысль

Главной мыслью стихотворения «Весенние воды» стала та самая незримая связь человека и природы. Мы можем видеть перемены настроения лирического героя с приходом весны. Весенние деньки наполняют человеческие души счастьем, надеждой, любовью и желанием жить. Изменения касаются не только окружающего мира, который начинает просыпаться и оживать, а и внутреннего мира человека.

Здесь присутствует едва уловимое размышление о жизни. Если взять во внимание то, что человек – это неотъемлемая часть природы, то людям необходимо жить в полной гармонии с окружающим миром, не пытаясь изменить законы природы.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий