Провести анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» (А.А. Фет) – это значит соприкоснуться с чьей-то трудной жизнью, с чувством, которое мучает человека, заставляет страдать.
Свое стихотворение Фет написал фактически уже на закате своих дней. Ему 63 года, он смертельно болен и впереди только вечность. Наверное, каждому человеку, знающему свой срок, свойственно возвращаться в воспоминаниях к молодости, когда душа умела чувствовать сильнее и ярче.
Жизнь поэта нельзя назвать счастливой. В детстве он стал жертвой выяснения отношений взрослыми, в результате чего был лишен наследства. Поэтому он много времени тратил на зарабатывание денег, а потом и вовсе принял решение жениться на богатой, но нелюбимой М. Боткиной. Но еще до женитьбы Фет был влюблен в Марию Лазич. Чувства молодых людей были взаимными, но Фет смалодушничал и не решился связать свою жизнь с бесприданницей. И в этом он каялся всю свою жизнь, а особенно обострилось чувство вины с возрастом. Сыграл огромную роль и тот факт, что вскоре после расставания, Лазич погибла во время пожара. На чувство вины и страдания по умершей возлюбленной наложилась вина перед женой за нелюбовь к ней. Но Фет безмерно уважал свою супругу, сохранившую верность ему до конца дней. Он и берег ее чувства, о чем и написал в своем стихотворении «Я тебе ничего не скажу…».
Определить тему одного из самых известных стихотворений Фета несложно: тема беззаветной и тайной любви и страха потревожить душу другого человека.
Стихотворение написано трехстопным анапестом, который вкупе с аллитерацией делают его музыкальным, напевным. Не зря же эти строки чаще всего знакомы читателям как слова известного романса.
Первая строфа звучит беспокойно, отрывисто, как будто птица бьется в клетке в бессмысленных попытках вырваться на волю. Такое ощущение вызвано преимущественным использованием в четверостишии частиц, союзов и местоимений. И даже глаголы, которых также много в начале стихотворения, звучат отрицательно и только усиливают отчаяние и безысходность.
«Не скажу», «не встревожу», «не решусь» — это попытка унять невысказанное горе лирического героя, заставить молчать то, что твердит себе герой. Твердит, вероятно, всю жизнь.
Чувства лирического героя заперты в душе, и он уже не позволит им выйти наружу. Но эти чувства уже не те, что были на протяжении всей его жизни и уже не вносят смятения в душу поэта, он мирится с тем, что было и есть в его жизни. Это читатель понимает из следующей строфы, которая сильно контрастирует с первыми волнительными строками.
После тревожных, беспокойных строк первого четверостишья во второй строфе темп замедляется, эмоции оседают вглубь души. Тишина и покой природы умиротворяют лирического героя, успокаивают его измучившееся сердце.
Плавности, неторопливости и даже в какой-то степени ленивости течения времени во второй строфе способствуют появившиеся в нем существительные и прилагательные, которые рисуют картину абсолютной безмятежности природы. Но здесь нет описания пейзажа, нет зарисовок природы. В воображении читателя возникает картина летнего заката. Закат – это минуты перехода дня в ночь, света в — тьму, постепенное засыпание природы. Сейчас она находится в состоянии дремоты, неподвижной и спокойной. Но вот раскрываются «ночные цветы», спящие в то время, когда вся жизнь была объята дневной суетой. И вот на закате, когда умирает день, унося с собой шум и суетливость жизни, приходит время другой реальности, которая приносит успокоение лирическому герою. Он слышит, «как сердце цветет». Эта метафора о человеке, который уже прожил достаточно долгую жизнь, он переосмыслил в ней многое. Многое в ней уже переоценено и расставлено на свои места. Душа, истерзанная страданием, наконец, находит источник гармонии для себя – это природа. Природа вечна, и эта вечность воплощена в застывшем летнем вечере, в тихом раскрытии листов, в дремотной неге всего живого. И только в единении с природой расцветает душа человека, как бы заново рождается. Это приносит облегчение и радость лирическому герою. О чем мы и читаем в третьей строфе.
Если прочитать строки последнего четверостишья вслух, то можно заметить, что в музыкальности и плавности стихотворения появляются новые нотки печали и тоски, а еще усталости. Ощущения эти возникают за счет аллитерации, которую мы заметили и в первой строфе, но в последних строках более отчетливо и протяжно звучит «у», особенно это заметно в начале четверостишья: «И в больную, усталую грудь…». Звук как бы вторит эпитетам, которыми передает поэт свои чувства. Усталая, больная грудь – это, возможно, и намек на болезнь, так как у поэта было больное сердце, но эти прилагательные и о чувствах Фета, от которых он не мог освободиться всю жизнь. Нет, он ничего не забыл и ни от чего не отрекся, он просто научился жить с ними.
Заходящее за рощу солнце во второй строфе, в последней – уже зашло, и лирический герой ощущает прохладу ночи: «Веет влагой ночной… я дрожу…». Ночная влага умиротворяет и успокаивает. И можно бы поставить точку, но автор ставит многоточие, означающее паузу, после которой «я дрожу» снова на секунду нарушает ночной и душевный покой лирического героя. Но в последних двух строках окончательно звучит твердое решение не тревожить героиню своими чувствами:
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
Повторением первых строк автор окончательно убеждает читателя в принятом решении и убеждается в этом сам.
Но кольцевая композиция слегка нарушена. Вместо соединительного союза «и» Последняя строка начинается с местоимения «Я». Предложение не присоединяется, как в первых строках, а становится отдельным, самостоятельным. Такое оформление конца стихотворения ставит точку в мятежной душе лирического героя, подводит итог жизни.
Небольшое произведение поэта без перегруженности средствами художественной выразительности, образами и символами абсолютно точно дает представление о чувствах, которые тревожат лирического героя. Метафора «сердце цветет» и олицетворение «спят ночные цветы» — это все, с помощью чего созданы символы догорающего дня и ожившего сердца во второй строфе. Поэт больше использует фонетические возможности языка, создавая настроение; он подпускает нас к самому сокровенному, разрешает заглянуть в душу, где заперты навсегда чувства.
Бесконечны споры о том, кому же посвящено это стихотворение. Но, как мне кажется, Фет написал его для своей жены, которой боялся признаться, что любил всю их совместную жизнь другую женщину. Близость смерти и преданность жены обостряли ощущение сделанной в молодости ошибки. Но Фет не мог и не имел права так ранить женщину, которая прошла с ним долгий жизненный путь.