Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» (А.Т. Твардовский)

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» (А.Т. Твардовский) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» (А.Т. Твардовский), как и любого произведения о Великой Отечественной войне, – это, прежде всего, анализ героического прошлого нашего народа. А оно стоит того, чтобы о нем помнили и говорили вечно.

         О войне написано немало и прозы, и стихов, и у всех у них одна общая нравственная цель: не дать потомкам забыть о тех страшных событиях. У стихотворения «Я убит подо Ржевом» есть своя история, а у лирического героя – реальный прототип.

         Если заглянуть в историю Великой Отечественной войны, то нетрудно догадаться, какие события легли в основу стихотворения. В первой половине войны, больше года советская армия воевала на центральных и западных фронтах. А конец лета 1942 года был ознаменован боем под Ржевом, который, по воспоминаниям солдат, был похож на ад. От прочтения некоторых заметок кровь стынет в жилах, настолько страшным было сражение.

         Во время этих событий автор стихотворения находился в военном госпитале, где встретил Василия Бросалова, тяжело раненного в Ржевской битве. От этого бойца Твардовский и узнал, как все происходило. Бросалов был настолько в тяжелом состоянии, что только время от времени мог приходить в себя. В эти редкие моменты он рассказывал о жестоком бое с врагом.

         Солдат выжил, хотя его матери уже была отправлена похоронка. А Твардовский увековечил память о нем в своем стихотворении. Бросалов остался жить, но у поэта был свой, авторский, замысел. Лирический герой стихотворения погиб, и, наверное, оттого особенно пронзительно звучат строки Твардовского. И это не просто гипербола для акцента на теме. Философия стихотворения в том, что все в этом мире тленно, кроме вечности. И даже после смерти важно, чтобы победила правда, чтобы знать: не зря была смерть раньше срока.

          Тема памяти о героическом прошлом рефреном переходит от стихотворения к стихотворению, от романа к роману, от повести к повести о Великой Отечественной войне. Вот и Твардовский оставил нам свое завещание, переданное от всех, кто отстаивал свободу родины. Поэтому «Я убит подо Ржевом» можно отнести к жанру послания. Но кроме этого, в нем ведется повествование лирического героя о страшных событиях Ржевской битвы.

         Рассказ о свой смерти и завещание будущим поколениям – вот две части композиции стихотворения. Но между ними сложно провести четкую границу. Они идут рядом, тесно переплетаясь. Потому что обе важны. Потому что мало знать историю, нужно помнить, как она писалась. Нужно чувствовать и уважать подвиг наших предков.

         О чем говорит нам первая строфа? Конечно же, о месте смерти лирического героя. Это очень страшное, но не единственное событие войны. Гораздо о большем говорит вторая строка:

В безыменном болоте…

         Герой погибает, понимая, что его никогда никто не найдет. Это страшнее самой смерти – остаться без вести пропавшим, не оставить после себя ничего, «ни петлички, ни лычки…»

         Очевидцы вспоминали, что в том кровавом сражении полы шинели тряслись от грохота снарядов и не было слышно людей даже в двух шагах от себя. Наш лирический герой, скорее всего, даже не успел понять, что произошло. Так автор пишет об этом во второй строфе:

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,—

Точно в пропасть с обрыва —

И ни дна ни покрышки.

         Одно мгновение – и человека не стало. И уже не слышны разрывы снарядов, не видны вспышки огня. Смерть похожа на падение в пропасть, как одно мгновение.

         «Ни дна ни покрышки..» – это крылатое выражение давно уже употребляется в качестве ругательной присказки в речи. Возможно, отчасти такая задача была у него и в стихотворении Твардовского. Но происхождение этого выражения говорит нам еще и о том, что ждет лирического героя после смерти. Дно и покрышка – это гроб, которого у героя никогда не будет. И вот о чем он думает в свои последние минуты. Никогда ему не быть похороненным, не останется о нем ничего, когда память матери умрет вместе с ней. Да и ей некуда будет прийти, чтобы поплакать о своем сыне «во всем этом мире, До конца его дней…»

         А сколько таких, пропавших без вести, солдат было? Не счесть. И все они «где корни слепые», «где рожь на земле». Они повсюду, они рассеяны по свету, как зола от пепелища военных действий: в крике петуха на заре, в реве машин, в реке, в травах…

         Это ли не призыв помнить? У солдат нет могилы, но они везде. И память должна жить в каждом из нас. Память – вот то, в чем упокоится их душа.

         В официальной послевоенной историографии нет упоминания о ржевской битве, но ее сравнивали со Сталинградом, только наоборот: Ржев осадили немцы, и наши солдаты долго и с большими потерями отвоевывали город за городом. Поэтому в стихотворении Твардовского упомянут Сталинград:

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

         Здесь же читается и просьба помнить о примерной хотя бы дате гибели лирического героя.

         Солдат убит. Он погиб без следа после себя. Но тут-то и читается особая философия войны. Для всех погибших даже после смерти самым важным остается понимание того, что их смерти не были напрасными, что и Ржев, и Сталинград, и другие города будут освобождены, наша страна будет свободной. Лирический герой терзается мыслями о том, что могли не прорваться, не выстоять. Этим мыслям посвящено несколько строф стихотворения.

         Нет! Не могли русские не прогнать врага со своей земли! В этом окончательно убеждается лирический герой в своих размышлениях. Ведь даже мертвому невыносимо быть на том свете, зная, что наша родная земля захвачена фашистами. И пусть «после этого дня» для лирического героя больше не будет «ни известий, ни сводок», но только желанная и долгожданная победа и память о ней смогут дать покой всем тем, кто не смог увидеть ее своими глазами:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она — спасена.

         В следующих строках – и боль, и надежда, и завещание вечной памяти тем, кому еще придется воевать.

Заканчивая свою историю, лирический герой говорит уже о выживших. После войны начинается мирное время, и каждому предстояло в этот мир постепенно вернуться, найти свое место, начать жизнь заново. И каждого ждала своя судьба. Но одно они должны помнить точно: нужно дорожить счастьем, заработанным такими жертвами, так тяжело и страшно.

         Что еще может завещать убитый и непохороненный солдат? Только жизнь и счастье. И память.

         Лирический герой стихотворения – это убитый под Ржевом солдат. Но в последних строках мы можем заметить едва уловимое присутствие автора. Это он почти кричит о том, чтобы люди помнили. В лице солдата – сотни тысяч тех, кто не увидел знамя победы, не услышал заветного слова. Но они всегда рядом с нами, они повсюду и во всем. И это можно понимать двояко. Солдаты погибали везде, вся русская земля – это одна братская могила для них, последнее пристанище. И каждая травинка, каждый камешек должен говорить нам о том, что мы можем наслаждаться красотой природы, радоваться урожаю, любить, рожать детей, работать только благодаря Им. Никто из них уже никогда не сможет почувствовать то, что кажется нам таким обыденным и естественным. Это своего рода одна метафора, с помощью которой острее звучит тема стихотворения, заставляет глубже и сильнее читателю почувствовать боль лирического героя.

         В стихотворении Твардовского много и других средств художественной выразительности. С их помощью создан лирический герой, ярче представлены картины страшных событий военного времени. Так, метафоры «корни слепые ищут корма во тьме», «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем», «нас, что вечности преданы» не могут оставить читателя равнодушным. А эпитеты «родимая отчизна», «безымянное болото», «суровая борьба» делают стихотворение эмоционально окрашенным.

         Стихотворение настолько гармонично построено, что, кажется, даже двухстопный анапест, довольно редкий стихотворный размер для русской лирики, созвучен идее Твардовского. Короткие строки звучат отрывисто, с надрывом, создавая нужное настроение у читателей.

         Каждый год наш народ празднует День Победы. Вот уже семьдесят пять лет каждый год девятого мая мы вспоминаем о тех далеких страшных событиях Великой Отечественной войны и радуемся беззаботной мирной жизни. Все меньше остается в живых тех, кто сам видел войну, сам чувствовал вкус победы. Когда-нибудь нам уже некого будет поздравлять в теплый майский день, некому будет подарить цветы и сказать спасибо. Но чем дальше мы уходим от памятной даты, тем крепче должна быть наша память и тем ценнее становится стихотворение Твардовского – завещание на много десятков и, должно быть, сотен лет вперед своим потомкам.

         «Я убит подо Ржевом» – это и кусочек истории, и завещание одновременно. Благодаря таким произведениям сегодня люди помнят и чтят подвиг предков.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий