Анализ стихотворения «Зима» (Суриков И.З.)

Анализ стихотворения «Зима» (Суриков И.З.) Анализ стихотворений

Выполняя анализ стихотворения «Зима» (Суриков И.З.), невольно удивляешься тому, что оно было написано в конце жизни поэта, в 1880 году, и стало его своеобразным завещанием.

Суриков родился и вырос в бедной крестьянской семье и в такой же нищете умирал. Тем более удивительным кажется, как такой человек, проживший всю жизнь в нужде, не зачерствел сердцем и даже на смертном одре написал удивительно светлое и доброе стихотворение. Но из него мы понимаем, что Суриков был неунывающим человеком и никакой голод и тяжелая работа не помешали ему видеть прекрасное в природе, в труде, в жизни простых крестьян. И может быть, потому его стихи приносят радость читателям даже спустя столетия.

Тема стихотворения — это тема зимнего пейзажа и воспевание крестьянского труда. А его главная мысль заключается в спокойном отношении к изменениям в природе и жизни. Ведь крестьянин не ропщет на наступившую холодную зиму, а поскорее старается утеплить дом, чтобы ветры не задували и зимой было тепло. Так и каждый из нас должен научиться с благодарностью принимать все, что дает нам жизнь

Стихотворение состоит из 8 четверостиший.  Его можно разделить на две части.

В первой части, к которой относятся первые четыре четверостишья, перед нами зима, только что вступившая в свои права. Возможно, ночью выпал первый снег, и утром все стало вдруг белым, как будто кто-то укрыл землю покрывалом.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

         Интересно то, что снег падает тихо и “ложится” на землю, будто боится потревожить ее. Да он даже и не падает, а “кружится”, тоже медленно и неслышно. Так же незаметно, украдкой пришла зима ночью.

         Зима пришла и в лес, одела в теплые пушистые шапки деревья, убаюкала их. И теперь они будут спать до весны “крепко, непробудно…”, так что и в лесу теперь наступила тишина.

         Дни зимой становятся темнее и короче, но лирического героя, которым здесь является сам автор, это нисколько не расстраивает. И хотя в его любовании первыми зимними днями нет восторгов и шумной радости, нет в нем и грусти. Это становится понятным благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам, которые он использует, говоря о зиме:

Вот пришли морозцы —
И зима настала.

         Автор рад и зиме, но радость эта спокойная, без волнений, потому что он понимает, что так и должно быть и принимает холода и отсутствие солнца с почтением.

         Во второй части автор говорит об изменениях в жизни крестьянина с приходом зимы. Хотя летние работы давно в прошлом, зима приносит с собой свои заботы: нужно утеплить дом. Но заботливый крестьянин сделал все заранее. Еще до холодов нужно утеплить жилище, чтобы можно было во время морозов из теплого дома любоваться зимой. У крестьян и зимой много хлопот и забот.

         И все-таки зимой человеку живется легче, веселее. Он меньше работает, есть больше времени для забав: катание на санках, на горках, игры в снежки.

         Красоту зимнего пейзажа автор передает разными средствами художественной выразительности. Много в стихотворении эпитетов: “белый снег, пушистый”, “темный лес”, шапкой чудной, “крепко, непробудно”. Есть в стихотворении и метафоры: “поле забелело”, “Темный лес под шапкой принакрылся чудной”. Метафоры помогают нам ярче представить картины наступившей зимы. Для этого же использовал Суриков и сравнение: “точно пеленою все его одело”, а с помощью олицетворения “снег кружится” и “лес заснул” автор делает природу живой.

         Крестьянина автор любовно наделяет эпитетом “труженик-крестьянин”, ласково, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, передает он отношение к крестьянскому быту: “санишки”, “ребятишки”. А вот эпитеты “злой” и “сердитый”, которыми награждает Суриков мороз в конце стихотворения, после того, как крестьянин позаботился о тепле, уже и не звучит так грозно и страшно.

         Стихотворение спокойное и жизнерадостное, поэтому и на душе от его прочтения тоже становится хорошо.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий