Анализ стихотворения «Перед дождем» (Н.А. Некрасов) открывает читателям молодого поэта, многим сегодня неизвестного. Мы привыкли, что имя Некрасова ассоциируется со стихами о крестьянах, о бедах России, о страданиях и несчастьях русского человека. Поэтому нам кажется, что его стезя – это гражданская лирика. И в целом, это так и есть. Но тем интереснее читать и анализировать его стихи о природе, которых у поэта совсем немного. В основном, Некрасов упоминал природу вскользь, а главными его героями были люди. Природа же всегда существовала неразрывно с человеком, была созвучна его чувствам и мироощущению.
«Перед дождем» написано в 1846 году. Этот период творчества характеризуется довольно мрачным настроением произведением поэта. Вот и данное стихотворение не радует читателя волнующими картинами природы. Нет у автора восхищения ее мощью и красотой. Его тема – это тема осенней тоски от созерцания мрачной картины непогоды.
Стихотворение состоит из четырех четверостиший, и все они посвящены тревожному настроению лирического героя перед наступлением дождя. Сама природа вместе с автором чувствует себя неуютно, и кажется, что она оживает. И только последняя строфа выбивается из общего настроения. Но обо всем поподробнее.
Главной частью речи стихотворения можно назвать глагол. Их больше всего, поэтому кажется, что все вокруг находится в движении: ветер гонит тучи, ель стонет, лес шепчет, но как-то угрожающе, летят листья, набегает холод, налетают стаи перепуганных птиц, и летит на тарантайке ямщик. Таким образом, автор делает природу главным героем, он же как будто наблюдает за ней со стороны. Все происходит само собой, но в то же время эта тревога передается и автору, и читателю.
Первая строфа сразу же настраивает нас на тревожное настроение. Как будто вдруг начинает дуть ветер. Но Некрасов не говорит об этом прямо, а пишет о том, что он гонит тучи. Автор наделяет ветер эпитетом «заунывный» — тоскливый, грустный. Наверное, он и сам не рад, что ему приходится быть таким недобрым.
Куда гонит тучи ветер, не понятно. «Край небес» — это знак бесконечного неба, и этими словами писатель передает масштаб стихии.
Шуму ветра созвучен и стон надломленных деревьев. Он не просто плачут, они стонут от боли и тоски.
Дальше автор все больше нагнетает неспокойную обстановку. Нет ни одного положительного эпитета в этом стихотворении. Даже ручей мог бы быть светлым пятнышком в мрачном ожидании природы, но и его писатель наделяет несколько пренебрежительными эпитетами: «рябой и пестрый». Но возможно, эта рябь и от сильного ветра, что и делает ручей неприглядным и неуютным.
Силу ветра поэт передает и в таких деталях, как «за листком летит листок». Это ветер отрывает их по одному с дерева. Одинокие листочки передают и читателям настроение оторванности от дома.
Неуютно становится и от холодка, который набегает струей, вкрадчиво подступая к лирическому герою.
Самые тревожные – вторые две строфы. В них появляются несколько иные звуки. Уже не приглушенный стон надломленной ели, шум и вой ветра, а крики птиц и человека разбивают тревожный шепот природы. Но если крики «галок и ворон» естественны для природы, то крик жандарма нарушает гармонию, пусть даже и такую мятежную. Но даже и крик «пошел!» говорит нам о том, что вот-вот начнется сильный дождь, и люди стараются поскорее скрыться от него в теплом помещении.
Последняя строфа – это одновременно и кульминация, и заключение стихотворения. На самом напряженном моменте неспроста заканчивает Некрасов его. Он как будто оставляет читателя один на один с его ощущениями, заставляя нас подумать, пофилософствовать в тишине.
Тревогу автор передает с помощью эпитетов: «заунывный», «надломленная», «глухо», «рябой и пестрый», «сухой и острой». Очень много в стихотворении и олицетворений, благодаря которым природа будто бы оживает и на мгновение становится главным героем: «ветер гонит», «ель стонет», «набегает холодок», «полумрак ложится». А с помощью ассонанса гласного «о» создается звуковой тревожный, воющий фон произведения.
Некрасов заканчивает стихотворение многоточием, поэтому можно предположить, что резко начался дождь, которого так долго ожидала в тревоге природа.
Изменениями природы перед дождем обычно принято восхищаться, ведь все становится таким огромным и мощным, что невозможно не признать могущество природы. Но у Некрасова эти изменения пугающие. Они, скорее, пугают, нежели восхищают. Возможно, автор передал через состояние природы свое настроение. А его душа болела за русского человека, поэтому не мог он безмятежно наслаждаться красотой природы.