Анализ стихотворения «Перед дождем» (Н.А. Некрасов)

Анализ стихотворения «Перед дождем» (Н.А. Некрасов) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Перед дождем» (Н.А. Некрасов) открывает читателям молодого поэта, многим сегодня неизвестного. Мы привыкли, что имя Некрасова ассоциируется со стихами о крестьянах, о бедах России, о страданиях и несчастьях русского человека. Поэтому нам кажется, что его стезя – это гражданская лирика. И в целом, это так и есть. Но тем интереснее читать и анализировать его стихи о природе, которых у поэта совсем немного. В основном, Некрасов упоминал природу вскользь, а главными его героями были люди. Природа же всегда существовала неразрывно с человеком, была созвучна его чувствам и мироощущению.

«Перед дождем» написано в 1846 году. Этот период творчества характеризуется довольно мрачным настроением произведением поэта. Вот и данное стихотворение не радует читателя волнующими картинами природы. Нет у автора восхищения ее мощью и красотой. Его тема – это тема осенней тоски от созерцания мрачной картины непогоды.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший, и все они посвящены тревожному настроению лирического героя перед наступлением дождя. Сама природа вместе с автором чувствует себя неуютно, и кажется, что она оживает. И только последняя строфа выбивается из общего настроения. Но обо всем поподробнее.

Главной частью речи стихотворения можно назвать глагол. Их больше всего, поэтому кажется, что все вокруг находится в движении: ветер гонит тучи, ель стонет, лес шепчет, но как-то угрожающе, летят листья, набегает холод, налетают стаи перепуганных птиц, и летит на тарантайке ямщик. Таким образом, автор делает природу главным героем, он же как будто наблюдает за ней со стороны. Все происходит само собой, но в то же время эта тревога передается и автору, и читателю.

Первая строфа сразу же настраивает нас на тревожное настроение. Как будто вдруг начинает дуть ветер. Но Некрасов не говорит об этом прямо, а пишет о том, что он гонит тучи. Автор наделяет ветер эпитетом «заунывный» — тоскливый, грустный. Наверное, он и сам не рад, что ему приходится быть таким недобрым.

Куда гонит тучи ветер, не понятно. «Край небес» — это знак бесконечного неба, и этими словами писатель передает масштаб стихии.

Шуму ветра созвучен и стон надломленных деревьев. Он не просто плачут, они стонут от боли и тоски.

 Дальше автор все больше нагнетает неспокойную обстановку. Нет ни одного положительного эпитета в этом стихотворении. Даже ручей мог бы быть светлым пятнышком в мрачном ожидании природы, но и его писатель наделяет несколько пренебрежительными эпитетами: «рябой и пестрый». Но возможно, эта рябь и от сильного ветра, что и делает ручей неприглядным и неуютным.

Силу ветра поэт передает и в таких деталях, как «за листком летит листок». Это ветер отрывает их по одному с дерева. Одинокие листочки передают и читателям настроение оторванности от дома.

Неуютно становится и от холодка, который набегает струей, вкрадчиво подступая к лирическому герою.

Самые тревожные – вторые две строфы. В них появляются несколько иные звуки. Уже не приглушенный стон надломленной ели, шум и вой ветра, а крики птиц и человека разбивают тревожный шепот природы. Но если крики «галок и ворон» естественны для природы, то крик жандарма нарушает гармонию, пусть даже и такую мятежную. Но даже и крик «пошел!» говорит нам о том, что вот-вот начнется сильный дождь, и люди стараются поскорее скрыться от него в теплом помещении.

Последняя строфа – это одновременно и кульминация, и заключение стихотворения. На самом напряженном моменте неспроста заканчивает Некрасов его. Он как будто оставляет читателя один на один с его ощущениями, заставляя нас подумать, пофилософствовать в тишине.

Тревогу автор передает с помощью эпитетов: «заунывный», «надломленная», «глухо», «рябой и пестрый», «сухой и острой». Очень много в стихотворении и олицетворений, благодаря которым природа будто бы оживает и на мгновение становится главным героем: «ветер гонит», «ель стонет», «набегает холодок», «полумрак ложится». А с помощью ассонанса гласного «о» создается звуковой тревожный, воющий фон произведения.

         Некрасов заканчивает стихотворение многоточием, поэтому можно предположить, что резко начался дождь, которого так долго ожидала в тревоге природа.

         Изменениями природы перед дождем обычно принято восхищаться, ведь все становится таким огромным и мощным, что невозможно не признать могущество природы. Но у Некрасова эти изменения пугающие. Они, скорее, пугают, нежели восхищают. Возможно, автор передал через состояние природы свое настроение. А его душа болела за русского человека, поэтому не мог он безмятежно наслаждаться красотой природы.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий