Анализ стихотворения «Еще майская ночь» (Фет А.А.)

Анализ стихотворения «Еще майская ночь» (Фет А.А.) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Еще майская ночь» (Фет А.А.) поможет нам понять и полюбить мир природы так же сильно, как любил его поэт.

А.А. Фета не зря называют певцом природы. Ведь мало кто из поэтов умел так же тонко чувствовать ее связь с человеком.

Стихотворение “Еще майская ночь” написано в 1857 году. Поэт совсем недавно женился, и, видимо, его сердце переполняли чувства, и хотелось поделиться ими с каждым. А лучше всего у Фета получалось передать состояние своей души через образы природы. Вот и в этом стихотворении рука об руку идет весна и влюбленность автора.

Тема стихотворения кажется легкой на первый взгляд. Ведь оно о природе, о теплой и светлой майской ночи. Но в последнем четверостишии мы читаем и о настроении самого лирического героя. Именно последние строчки дают нам понять, что это не просто весенний пейзаж, а философское стихотворение. И даже можно отнести его к жанру элегии, потому что в нем чувствуется легкая грусть, несмотря на восхищение и влюбленность в природу. Так что можно сказать, что тема стихотворения — это тема любви к природе и взаимодействие ее с человеком.

Так как в последних строках немного меняется тематика стихотворения, то его композицию можно разделить на две части. К первой части относятся три первых четверостишия, а к последней — последнее четвертое.

Стихотворение начинается с восклицательных предложений. Ими написано все первое четверостишие, что сразу создает читателю нужное настроение: радость, восторг, восхищение. Начиная первые предложения со слова “какая”, автор как будто призывает каждого любоваться майской ночью. И невольно сам начинаешь понимать, что спать в такую удивительную ночь совершенно невозможно.

Интересно говорит поэт о том, как май “вылетает”. Создается ощущение, что этот месяц с туманами и теплыми ночами, совершенно невесомый и бесшумный, как птица в воздухе. А может, он вылетает с шумом распустившихся деревьев и голосов птиц? Он будто вырвался из снежной зимы:

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Видимо, ночь была безоблачной, потому что автор говорит о звездном небе. Они, как живые, “тепло и кротко смотрят в душу” лирическому герою. Это олицетворение делает звезды живыми. Но главное — то, что они, кажется, понимают автора. Ведь они смотрят в душу, значит, понимают, что он чувствует. И смотрят они “кротко” – скромно, наверное, боясь обидеть его.

Очень метафорично сказал Фет и о соловьиной песне, за которой “разносится тревога и любовь”. Это песня ночной птицы навевает на лирического героя такие чувства.

Все вокруг оживает. Вот и березы ждут своего часа. Автор использует сравнение их с новобрачной, которая и радуется, и тревожится одновременно. Эпитет “полупрозрачный”, которым наделяет поэт березовый лист, говорит о том, что зелень еще настолько свежая, что не заслоняет ему небо и звезды. А для берез все новое, непривычное, как и для девушки, выходящей замуж.

Приподнятое настроение первой части сменяется на грустное — во второй. Поэт признается, что испытывает такие чувства впервые:

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Кажется, он признается в любви самой ночи. Говоря о своих чувствах, автор использует эпитеты “нежней” и “бестелесней”. Последний говорит о том, что поэт оторвался в своих размышлениях и восторгах от земных проблем. Но вот в последних строках автор как будто прощается с природой:

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной – и последней, может быть.

Чтобы понять до конца эти строки, нужно знать историю Фета. Он не любил свою жену и был влюблен в другую девушку, но, женившись, он попрощался навсегда со своей любимой. Может быть, ему кажется, что он больше не сможет так писать о природе, чтобы передать через ее образы свои чувства.

Стихотворение Фета такое же нежное и бестелесное, как и его любовь к природе. Поэтому его хочется перечитывать снова и снова, чтобы насладиться майской ночью вместе с поэтом.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий