Полный анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А.С. Пушкин)

Полный анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А.С. Пушкин) Анализ стихотворений

Делая полный анализ стихотворения «К Чаадаеву», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, у нас есть возможность узнать историю создания и основную мысль произведения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который будет полезным при подготовке к предстоящему уроку.

История создания

Написано стихотворение в 1818 году. Поскольку Александр Сергеевич был далеко неравнодушным человеком, то имел свое мнение насчет правления императора Александра Первого. После окончания военных действий народ жаждал изменений, и достаточно положительных, поскольку война была окончена победой.

Народ надеялся на снисхождение императора. Люди стали более сплоченными и осознавали, что во внутреннюю политику необходимо внести изменения.

Но изменения так и не наступили, все вернулось на круги своя. Особенно были возмущены крестьяне, которые вынуждены были вернуться к тяжелому труду.

Александр Сергеевич полностью разделял их мнение, поскольку его так же не устраивало крепостное право. В то же время цензура стала более жесткой, что очень затрудняло творчество автора.

В данном стихотворении поэт выражает свою точку зрения, а так же готовность служить Родине. Являясь патриотом, ему была не безразлична судьба государства.

Стихотворение он посвятил своему товарищу П.Я. Чаадаеву, который являлся ярым либеральным публицистом. Как и сам поэт, Чаадаев подвергал критике действующую власть. Он считал власть деспотичной, и не видел никаких изменений в лучшую сторону.

Естественно оба товарища понимали, что тем самым рискуют отправиться в ссылку, и потерять возможность публикации своих произведений из-за очень жесткой цензуры.

Чаадаев поддавался травли не меньше Александра Сергеевича. Свои жизненные принципы он изложил в «Философических письмах». Одно из них даже опубликовали в 1836 году. Но после данной публикации жизнь автора еще больше изменилась. Мало того, что его произведение было не понято, так его ещё и обвинили в умственном расстройстве.

Народ не хотел знать столь вольные мысли автора. Александр Сергеевич не остался в стороне, а посвятил своему товарищу это великолепное произведение, которое занимает далеко не последнее место в творчестве поэта.

Данное произведение было своего рода агитацией восстания. Автор хотел принять активное участие в перевороте, но его товарищи понимали, чем это может быть чревато для поэта, поэтому сумели оградить его.

Так же данное стихотворение послужило поводом для двух последующих ссылок автора.

Жанр, размер

По жанру стихотворение «К Чаадаеву» — это дружеское послание. Обращаясь в первую очередь к своему товарищу, автор параллельно дает совет народу не терять веры в светлое будущее, а так же призывает их принять участие в его создании.

Это произведение можно назвать, как и гражданской лирикой, так и любовной, и философской.

Написано стихотворение четырехстопным ямбом. По направлению – это реализм, так как в данном произведении поднимаются темы политики и социального неравенства.

Композиция

Само стихотворение написано одной строфой, но по смыслу делится на три части. Автор прибегает к интересному приему, где использует противопоставление первой и последней части друг другу.

В первой части стихотворения автор рассказывает о разочаровании юношества.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;


Во второй части стихотворения мы видим уже слова зрелого человека, который недоволен правительством. Он готов встать на защиту государства и бороться за права. Состояние его подавлено, но сердце полно решимости.


Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.


В заключительной части поэт обращается к людям с призывом не терять надежду и верить, что все наладится!

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Образы и символы

В образе лирического героя явно виден сам поэт. Он вложил в него все те качества, которыми был наделен сам: свободолюбие, борьба с самодержавием, а так же надежда избавиться от крепостного права.

Мы видим, что он искренне переживает о судьбе государства и готов бросить все свои силы на строительство нового общества и строя.

Так же присутствует образ власти, который автор критикует. Он не доволен и разочарован.

Образ же самого Чаадаева присутствует больше мысленно. Автор разделяет его точку зрения и полностью поддерживает. Своим посланием Александр Сергеевич старается поддержать боевой дух товарища и вдохнуть в него новые силы.

Темы и проблемы

Главной темой произведения является тема свободы. Поэт устал от царствующей власти, которая ничего не хочет менять в лучшую сторону. Ему неприемлемо самодержавие, которое прочно укоренилось в России. Он разделяет взгляды своего товарища – такого же борца за справедливость, каким является и сам поэт.

Александр Сергеевич, несомненно, был патриотом своей Родины, поэтому в данном произведении поднимается так же и эта тема. Ему не безразлична судьба России. Он жаждет перемен, которые смогли бы сделать его любимую страну лучше.

Поэт обращается и к будущему поколению с надеждой, что их имена не будут забыты и большое дело будет продолжено.

Еще одна тема присутствует в стихотворении «К Чаадаеву»  — это тема дружбы. Как известно, поэт очень ценил дружбу и порой ставил на первое место в своей жизни. И здесь о не оставил своего товарища, а всеми путями старается поддержать и вдохнуть в него новые силы.

Не обошел стороной поэт и политические темы, которые очень его тревожили. Ему надоело самодержавие, которое существовало в государстве. Люди возлагали большие надежды на последствия событий 1812 года, но их ждало лишь разочарование. Императору были не интересны проблемы простого народа, поэтому он не предпринимал никаких шагов, чтобы их уладить.

Автор призывает людей наконец-то проснуться ото сна и начать что-то делать. Он надеялся, что проблемы государства будут решаться, а не пускаться на самотек. Общественность должна подняться и заставить власть действовать. И пока люди не решатся и не встанут, в государстве не будет никаких изменений. Будущее зависит от народа, который перестал верить и надеяться. Поэтому поэт призывает их к решению проблем, говоря, что ни в коем случае нельзя терять веру в светлое будущее.

Средства выразительности

В данном стихотворении поэт использует достаточно большое количество разнообразных троп. Благодаря эпитетам автор добивается контраста между частями стихотворения. Сравнения и метафоры так же прекрасно передают мысли автора, делая их более понятными для большинства людей.

Основная мысль произведения

Основную мысль автор выразил в заключительной части произведения. Он пытается донести до народа, что им необходимо направить все свои силы на благоустройство своего государства. Он выделяет минусы правительства, но при этом продолжает любить свою Родину.

Спасение государства Пушкин видит именно в таких борцах, каким является его товарищ Чаадаев. Это человек бесстрашный, который никогда не поступится своим принципам. На примере Чаадаева он хочет показать остальным, что не все потеряно и не стоит сдаваться.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий