Полный анализ стихотворения «Не бродить, не мять» (С.А. Есенин)

Полный анализ стихотворения «Не бродить, не мять» (С.А. Есенин) Анализ стихотворений

Сергей Александрович Есенин – это тот поэт, который оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие, а убедиться в этом позволит полный анализ стихотворения «Не бродить, не мять». Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, с помощью которого вам будет значительно проще понять анализируемое стихотворение.

История создания

Стихотворение «Не бродить, не мять» великий русский поэт написал в 1916 году. Кому именно оно посвящается однозначно сказать нельзя, поскольку существует несколько версий.

По одной из версий Сергей Александрович посвятил данные строки Анне Сардановской, в которою был мимолетно влюблен. Она жила вместе с юным гением в одном селе – Константиново. Но, из-за своей робости, Сергей Александрович так и не решился признаться девушке в своих чувствах. Позже он неоднократно жалел об этом, потому что считал, что те чувства, которые тогда он испытывал к девушке, и являются по-настоящему чистыми и искренними. Многие видят в данных строках некое пророчество. Автор очень тосковал по своей любви, особенно после того, как его возлюбленная скончалась в 1921 году во время родов.

Вторая версия гласит, что стихотворение «Не бродить, не мять» поэт посвятил Наталье, которая так же проживала в Константиново. Роман с ней закончился по той причине, что автор покинул свое село. Пара влюбленных накануне расставания даже хотели обвенчаться, но получили отказ из-за своего юного возраста. Девушка очень тяжело переносила отъезд любимого, поэтому, чтобы скоротать свое одиночество выходит замуж. Есенина очень оскорбил данный поступок.

Жанр, размер

Произведение «Не бродить, не мять» относится к любовной лирике, но автор пишет его в форме послания. По мнению некоторых критиков, это стихотворение представляет собой некий сон, изложенный на бумаге. Подобное ощущение возникает из-за того, что текст получился невероятно прозрачный, «хрустальный». Из-за особого ритма стихотворения, его строки становятся плавными.

Наложил свой отпечаток и символизм, который был очень популярен в тот период времени. Стихотворение представляет большой интерес в плане образности, а так же символическом содержании текста.

Что же касается размера написания, то на этот вопрос достаточно сложно ответить. Больше всего используемый поэтом размер напоминает дольник, который очень часто использовался в конце девятнадцатого и двадцатого столетий. Особенностью данного размера является неровный ритм, из-за которого стихотворение становится особенно эмоциональным и экспрессивным. Рифмовку поэт использует перекрестную.

Композиция

Стихотворение Сергея Александровича имеет кольцевую композицию. Последняя строфа произведения полностью повторяет первую.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Зачин и концовку стихотворения автор строит на отрицании. В середине же текста поэт придается воспоминаниям о своей возлюбленной девушке. В заключении стихотворения красота девушки и природы сливаются в единое целое.

Образы и символы

Самым ярким образом стихотворения является образ любимой девушки. Этот самый образ лирический герой с нежностью хранит в своем сердце. Красоту девушки он сравнивает с любимыми пейзажами сельской местности, которые очень давно покорили его сердце. Автор создает атмосферу чистоты и непорочности, нем самым подчеркивая простоту и прелесть своей возлюбленной. Этот образ воплотил  в себя всю юность, любовь и красоту. В образе любимой они сливаются в единое целое.

Присутствует здесь и образ родной земли. Он так же практически неотделим от образа возлюбленной, и светлой любви лирического героя. С особой нежностью и трепетом автор описывает природу. Когда приходит время прощаться со своей любовью, одновременно он вынужден проститься и с любимыми пейзажами родной деревни. Для него все это стало настолько родным и дорогим, что ему достаточно сложно решиться на этот поступок.

Самыми яркими символами стихотворения выступают цвета, которые использует поэт. Например, багряный цвет передает закат, прощание. Он обладает огромной экспрессией, где чувства находятся на пределе. Синий цвет – символизирует загадку, некоторую недосказанность и глубину.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения «Не бродить, не мять» стала тема любви. Это чистая и целомудренная любовь, которая хранит в себе какую-то загадку. Чувства, которые испытывает лирический герой, становятся для него святыней. Именно благодаря этому чувству лирическому герою удается раскрыть тайну и познать божественную загадку бытия.  Только познав настоящее чувство любви, лирический герой научился видеть настоящую красоту, которая кроется везде – и в любимой женщине, и в живописных природных пейзажах.

Основной проблемой стихотворения становится расставание. Герой вынужден проститься со своей возлюбленной, поэтому его слова начинают звучать трагично. В них отчетливо чувствуется боль, тоска и печаль. Он пытается убедить самого себя, что чувство осталось в прошлом, но продолжает любить девушку.

Лирический герой пытается проститься со своей дивной мечтой, со своими воспоминаниями, которые терзают его душу. Для него все это стало постоянным сном. Чувства лирического героя искренние, чистые и невинные. Даже в момент прощания, в его голосе больше любви, нежели боли.

Что же касается настроения стихотворения, то оно весьма меланхолично, будто-бы овеянное некой тайной. Автору удается погрузить читателя в свой сон, в котором мы так же начинаем вспоминать всех тех, кого когда-то выбрало наше сердце.

Средства художественной выразительности

В данном стихотворении поэт использует большое количество разнообразных троп. Автор прибегает к помощи сравнений, которые помогают ему как можно лучше передать собственные мысли и чувства.

Использование большого количества эпитетов делают стихотворение более мягким и красочным.

Немаловажную роль играют и метафоры, которые очень точно передают эмоции. Так же очень часто в тексте используются олицетворения.

Одинаковая строфа в начале и в конце произведения так же является своеобразным средством художественной выразительности. Благодаря повторам, текст произведения становится мягким, певучим, и отлично передают эмоциональное состояние как самого автора, так и его лирического героя.

Основная мысль произведения

Главной мыслью стихотворения можно назвать печальную разлуку. Лирический герой вынужден прощаться как со своими чувствами, так и с дорогими его сердцу пейзажами. Но, не смотря на грустные нотки произведения, чувства героя показаны искренними, чистыми и очень нежными.

Да, расставаться очень грустно, ведь этот день может повториться только лишь во сне. Но никогда не стоит забывать о том, что на протяжении всей жизни нас ожидают именно такие неповторимые моменты. Поэтому необходимо наслаждаться ими, любить, ценить, а после – спокойно отпускать. Именно это пытается донести поэт до своего читателя в стихотворении «Не бродить, не мять».

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 5 оценок, среднее 3.4 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий