Полный анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф.И. Тютчев)

Полный анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф.И. Тютчев) Анализ стихотворений

Полный анализ стихотворения «Осенний вечер», которое написал Федор Иванович Тютчев, помогает лучше разобраться в анализируемом произведении, а так же узнать основную мысль автора, которую он хотел донести до читателя. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вы значительно сократите время на изучение стихотворения, а так же сможете намного лучше и быстрее понять главную мысль.

История создания

Стихотворение «осенний вечер» было написано Федором Ивановичем Тютчевым в 1830 году. Написал он его в городе Мюнхен, куда уехал учиться после того, как закончил обучение в Московском университете. Он очень тосковал по Родине. Более того, он ни с кем не мог поговорить на родном русском языке, рассказать о своих чувствах, и поведать самые сокровенные мысли и желания.

Именно эти переживания и нашли отражение в стихотворениях Федора Ивановича. Стихотворение «Осенний вечер» поэт написал, находясь под впечатлением от пейзажей осени, которые навевали на него грусть и тоску.

Жанр, размер

Стихотворение «Осенний вечер» относится сразу к двум жанрам, когда философская и пейзажная лирика переплетаются в одно целое. Автор прекрасно описывает картины природы, которые ему довелось увидеть осенью. Так же поэт начинает размышлять на тему, которая встречается в творчестве многих поэтов —  это быстротечность времени.

Для написания произведения Федор Иванович выбирает ямб, рифму при этом использует перекрестную.

Автор выбирает для работы чистое искусство – явление, которое стало уникальным в поэзии. Главным его отличием является то, что авторами поднимались лишь эстетические, романтические и философские темы. В поэзии отсутствуют социальные проблемы. Главное место в чистом искусстве занимает красота, которой поэты поклоняются и воспевают. Федор Тютчев больше всех добился успехов в данном направлении.

Композиция

Стихотворение «Осенний вечер» состоит всего из одной строфы, которая, в свою очередь, насчитывает двенадцать строк. Но по смысловой нагрузке произведение можно разделить на три части.

Первое четверостишье знакомит читателя с осенним пейзажем, который успел так сильно очаровать Федора Ивановича. Лирический герой здесь выступает наблюдателем. Он метко подмечает то, что природа весьма противоречива. Здесь совсем рядом находится и «зловещий блеск» и «легкий шелест листьев».

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Вторая часть стихотворения рассказывает о неизбежном увядании природы. Все становится мрачным, начинает навевать грусть и тоску. Данное состояние передается и человеку. Он начинает грустить вместе с природой, земля которой сиротеет и готовится к приходу зимних холодов.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Третья часть стихотворения еще больше показывает то, насколько человек связан с природой. Автор сравнивает чувства и эмоции человека с теми изменениями, которые происходили в природе.

Образы и символы

Центральным образом произведения становится осень. Лирический герой видит в этой картине не только изменения времени года, но и отражение своих собственных чувств, мыслей и переживаний. Используя символ «грустно-сиротеющей земли», поэт  показывает читателю все то увядание, упадок душевных сил, прошедшую молодость и воодушевление которое наступает с приходом осени.

Для лирического героя осень становится отражением его собственного состояния, всех тех чувств, которые находились у него внутри, и нашли отклик лишь в природе. На своем собственном примере он старается показать читателю ту невидимую связь, которая объединяет человека и природу. Эта связь является естественной, именно поэтому человек находит утешение в сложный период жизни, лишь соединившись с природой.

 Лирический герой размышляет на тему неизбежности. Он наблюдает увядание природы, которое для неё так же становится неизбежным. Ему становится легче от того, что каждый раз после увядания природа оживает и возрождается вновь. Он верит в то, что он тоже сможет воскреснуть после угасания. Ничто не бывает вечным: осень сменится зимой, после которой, непременно, наступит долгожданная весна.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения «Осенний вечер» стоит выделить незримую связь человека с природой. На примере смены времен года, лирический герой показывает человеческую жизнь, в которой проблемы и состояния сменяются так же быстро, как и пейзаж за окном.

После зимы обязательно придет весна, так и печать обязательно сменит большая радость. Лирический герой чувствует приближение бури, но это не удручает его состояние. Он продолжает наслаждаться и радоваться каждому прожитому дню, стараясь найти сходство с изменениями в окружающем его мире. Мимо его внимания не проходит ни одно из природных явлений.

Осень для поэта – это зрелый период в его жизни, от которого становится немного грустно( ведь молодость отходит на второй план), но в то же время – это предвкушение нового, неизведанного, но обязательно счастливого периода в жизни.

Основную проблему поэт видит в том, что время через-чур быстротечно. Жизнь идет своим чередом, не оставляя ни минуты на раздумья. Юность не может быть вечной, как и подъем человеческой души. Со временем обязательно приходит и спад жизненных сил, и старость. Это неизбежно, и бороться с данным обстоятельством не имеет смысла. Поэтому стоит принять, смириться, и попытаться найти прелести (а они обязательно есть) в данный период жизни.

Все стихотворение имеет достаточно грустное настроение, которое навевает ностальгию и светлую тоску.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «осенний вечер» Федор Иванович использует различные тропы. Здесь встречаются эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Совокупность всех средств художественной выразительности помогают поэту нарисовать яркую, живую картину и передать собственные чувства и мысли читателю.

Основная мысль

Главная мысль сосредоточена в заключительной строке стихотворения. Автор сравнивает увядающую природу с человеческими страданиями, связанными с новым периодом в его жизни. Тем самым поэт показывает ту самую незримую связь, которая крепко связывает человека с природой. Люди являются частью природы, поэтому никогда не стоит перечить её законам.

Автор старается донести до читателя то, что обязательно нужно наслаждаться каждым прожитым днем, не жалеть о прошедшей молодости, ведь в зрелом возрасте его так же ждет много чего интересного и прекрасного. Время идет слишком быстро, поэтому каждый день необходимо прожить с любовью и наслаждением.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий