Полный анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг» (А.С. Пушкин)

Полный анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг» (А.С. Пушкин) Анализ стихотворений

Полный анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, помогает читателю лучше узнать история создания произведения и главную мысль. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который значительно облегчит подготовку к предстоящему уроку.

История создания

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг» Александр Сергеевич использует эпиграф, который был взят из оды Горация «К Мельпомене». Поэтому не удивительно, что и темя произведений сходны. Данная ода переводилась на русский язык неоднократно такими талантливыми людьми, как Ломоносов, Державин и другие. Каждый из них старался вложить в произведение тот смысл, который он видел сам. Они воспевали роль поэта  и поэзии в целом в этом мире.

Александр Сергеевич вложил и свою лепту. Он показал то, какой видит роль поэта и поэзии. Стихотворение было написано в 1826 году, буквально незадолго до смерти. Это был очень тяжелый период жизни, когда творчество автора были под запретом и подвергались жесточайшей цензуре. Народ недоволен творчеством автора, а так же с радостью распространяют сплетни об изменах его супруги.

Творец находится в тяжелейшем моральном состоянии, которое и приводит его к переосмысливанию его жизненных ценностей и подведению своего рода итогов.

Обращаясь за помощью к предшественникам, автору удается сотворить оригинальные произведения, в которых выражает свои собственные мысли и принципы.

К сожалению, оригинальный текст произведения был обнаружен уже после смерти великого поэта. А после внесения в него некоторых правок В.А. Жуковским – опубликован в 1841 году.

Жанр, размер

По жанру данное произведение – это ода. Использование торжественного пафоса, воодушевления и возвышенной лексики, которые больше всего соответствуют именно этому жанру. Вся эта совокупность придает тексту неимоверную яркость, благодаря которой творец выражает свое видение поэзии.

По направлению, скорее всего, данное произведение ближе к классицизму.

В произведении «Я памятник себе воздвиг» Александр Сергеевич использует ямб, но при этом пользуется интересным приемом: если в первых трех строках используется шестистопный ямб, то в последней – четырехстопный. Именно этот прием умело расставляет смысловые акценты. Это же повторяется в каждой строфе.

Рифмовку автор применяет перекрестную, чередуя женскую и мужскую рифмы.

Композиция

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг» состоит из пяти строф. Сюжет развивается последовательно.

В первой строфе мы видим бессмертие поэтического наследия, поэтому возникает мысль создания «нерукотворного памятника». Автор доносит до читателя то, что поэтическое наследие порой имеет большую ценность, нежели памятники, представляющие собой материальную цену.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Во второй строфе поэт объясняет, что данная возможность будет дана лишь в случае существования поэзии. Не станет её – не станет всего того, что запечатлел автор на бумаге, сделав бессмертным.

В третьей строфе Александр Сергеевич рассказывает о том, что его творчество сможет объединить все слои населения и народы.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Четвертая строфа объясняет читателю то, почему именно творчество великого поэта должно увековечиться.

Последняя, завершающая строфа представляет собой общение автора со своей музой. Он выделяет то, что главными их критиками должны быть не люди, а небо. Они должны с гордостью выполнять свою великую миссию.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Образы и символы

Главным образом стихотворения является сам «нерукотворный памятник». В его образе автор показывает все те труды, которые останутся потомкам после его смерти. Автор наполняет образ гордостью и величием. Пушкин показывает, что именно в нем сосредоточены все  культурные притяжения, к которым будут стремиться его потомки. Слава данного достояния разлетится по всем уголкам его огромной Родины.

В образе лирического героя предстает сам автор. Пушкин рисует его одаренным, а главное, человеком, который познал свое истинное предназначение. Он не собирается угождать каждому. Его цель намного выше – свободно и открыто следовать своему пути, не отвлекаясь на критику и недовольства толпы. Мнение народа переменчиво, ценность его трудов – вечна.

Еще можно отметить один образ – это образ музы. Благодаря ей, поэт понимает, что не стоит искать славу и похвалу народа. Ему не страшит то, что он останется непонятым и непризнанным. Он стойко следует своему пути, и реализовывает огромную миссию, которая была взвалена на его плечи.

Темы и проблемы

Темы и проблемы, поднятые в данном произведении, не теряют своей актуальности, и по сей день.

Тема поэта и поэзии – это первое, что воспевает автор. Он пытается разобраться с тем, какая же цель поэта в обществе? Он доносит до читателя ту огромную роль, которую несет в себе поэзия. У неё огромная роль. Она делает человеческие души лучше, чище и добрее. Без поэзии человек черствеет, забывает о главных ценностях человеческой жизни.

Вторая тема произведения – это тема свободы. Достаточно вспомнить то, что Пушкин всегда отличался свободолюбием и желанием творить открыто. Он ценит возможность прямо выражать свои чувства, мысли и переживания. Он считал неприемлемым «писать на заказ», поэтому в своем стихотворении также делает акцент на этом.

И еще одна тема, которая поднимается автором, это тема бессмертия его трудов. Век людей недолго, поэтому автор понимает, что необходимо писать произведения, которые переживут своего автора и не потеряют актуальности.

Основная мысль

Обратившись к трудам предшественников, и дополнив их собственными мыслями, поэт показывает значение поэзии в нашей жизни. Он раскрывает всю мощь поэзии,  её умение влиять на людей и менять их судьбы. Он преподносит поэзию на высший пьедестал, раскрывая её возможности.

Так же автор возносит поэзию выше всех земных благ, тем самым показывая её божественное происхождение. Только небо может быть судьей поэта. Ему безразлично земное признание и понимание. Ему не интересна критика, потому что это все временные явления. Над поэзией же нет времени. Она бессмертна. Поэтому Александр Сергеевич призывает творить не для толпы, которая будет вечно чем-то недовольна, а для высшего судьи.

Поэзия переживет своего автора, а так же недовольный народ. Благодаря её бессмертию будет вечно жить и сам автор произведений. Именно это и заключает поэт в своем творчестве, поднимая проблемы, которые никогда не утратят своей актуальности.

Средства выразительности

В данном произведении автор прибегает к использованию старославянских слов, чтобы подчеркнуть все величие.

Огромное количество метафор, которые встречаются даже в названии произведения. Благодаря эпитетам, очень хорошо видны образы, которые поэт использует в произведении.

Олицетворения помогают подчеркнуть детали и сделать стихотворение еще более ярким и красочным.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий