Полный анализ стихотворения «19 октября» (А.С. Пушкин)

Полный анализ стихотворения «19 октября» (А.С. Пушкин) Анализ стихотворений

Причину, по которой А.С. Пушкин написал произведение «19 октября» поможет понять полный анализ стихотворения.

19 октября – это особенный день для Александра Сергеевича.

История создания

В 1811 году открылся Царскосельский лицей, который сыграл в судьбе Пушкина немаловажную роль. Именно во время обучения и произошло становление Пушкина, как личности, так и как поэта. В стенах лицея он приобрел друзей на всю жизнь. Поэтому после окончания товарищи дали обещание ежегодно собираться 19 числа, чтобы поделиться своими горестями и успехами.

Когда же Пушкин находился в ссылке, он не смог лично присутствовать на встрече и отправил стихотворение.

Каждый друг был не обделен вниманием Александра Сергеевича. Так же поэт отметил, что ни расстояние, ни смерть не смогут разлучить их. Их дружба была выше и сильнее всего этого.

Главная тема произведения

В этом бессмертном произведении были подняты такие важные темы как дружба. Лирическим героем выступает сам автор, что очень хорошо проглядывается во всем стихотворении. В самом начале Пушкин описывает все прелести осенней поры – времени его встреч с выпускниками лицея. В облике героя явно прослеживается одиночество, грусть по поводу того, что ему не удалось увидеться со своими друзьями. Он знает, что друзья не забыли и помнят о нем.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…

Самым близким товарищам, которые приезжали даже проведать его, Александр Сергеевич посвящает несколько восьмистиший. При описании которых чувствуется неподдельная любовь и уважение. Он восторгается их достижениями.

Главной же мыслью произведения выступает цена дружбы, что для настоящих друзей нет никаких преград и ограничений, что все невзгоды, которые встречаются на пути, необходимо встречать с гордо поднятой головой.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Композиция

Данное произведение написано в традиционном виде. Его можно разделить на три основных части. Первая часть – это обращение ко всем выпускникам лицея, которые стали друзьями поэту. Вторая часть – это обращение к самым близким товарищам, которые поддержали Александра Сергеевича в трудную минуту жизни. И, наконец, в завершении – слова благодарности к царю (хоть изначально и с иронией) и лицею, а так же размышления на тему будущего товарищей.

Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Использование метафор, эпитетов и сравнений придают тексту большей выразительности. Так же поэт использует кольцевую композицию. Начинается произведение с описания того, что он пьет в одиночестве и сожалеет, что на данный момент у него нет возможности быть рядом со своими товарищами.

Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Заканчивается произведение так же размышлениями автора о том, что однажды наступит тот день, когда жив останется только один из них и на встречу придёт в одиночестве.

Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Жанр

Жанр данного произведения – послание, ведь автор обращается к своим товарищам по средствам стихотворения. Так же в стихотворении присутствуют элементы лирики и элегии. Размер написания – это пятистопный ямб, который так любил Александр Сергеевич, поскольку очень ценил легкость в написании. Использована как перекрестная рифмовка, так и кольцевая.

Многочисленные тропы помогают создать яркие образы, а так же лучше передать чувства и настроение лирического героя.

Использование многочисленных восклицаний помогает передать характер и эмоции написания. В то время как риторические вопросы создают ощущение диалога с товарищами.

Смысл произведения

Основная идея данного произведения – это ценности дружбы и товарищества. Поэт старается максимально передать то, какую огромную роль играет дружба в жизни человека. Он как никто другой ценит и уважает своих друзей, которые не оставили его, а даже приезжали навестить в ссылке. Для Пушкина дружба является чуть ли не самым важным в жизни, возможно именно поэтому он так много посвящает ей времени. В каждой строчке этого произведения чувствуется то, что автор очень дорожит своими товарищами.

Некий философский лад так же имеет место быть. Поэт показывает нам, что никто не вечен. И то, что было тебе даровано, необходимо ценить и беречь. Успеть насладиться в полной мере. Друзья, к сожалению, так же лишь гости в этом мире, поэтому нужно стремиться провести с ними как можно больше счастливых и полных жизни дней.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему прийдется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий