Полный анализ стихотворения “Детство” (И.З. Суриков)

Полный анализ стихотворения Анализ стихотворений

Делая полный анализ стихотворения «Детство», которое написал Иван Захарович Суриков, мы невольно возвращаемся в то самое беззаботное и прекрасное время, когда были детьми. Эта тема близка каждому из нас, и, скорее всего, именно этот период в жизни и запомнился как самый волшебный и беззаботный. Только в детстве мы умеем брать от жизни все. Не думая ни о чем, наслаждаемся каждой прожитой минуткой.

История создания

Жизнь Ивана Захаровича Сурикова была очень непростой, он постоянно испытывал материальные трудности, что, конечно же, негативно сказывалось на нём. Возможно поэтому, тема детства была для него особенно теплой и нежной, потому что в этот период жизни он был счастлив. Написано данное стихотворение было в 1866 году. В это произведение автор вложил все самое доброе и светлое, что осталось у него в памяти, относительно того периода жизни. Поскольку автор выходец из простого народа, он родился в семье крестьянина в небольшой деревушке, то внутренняя атмосфера стихотворения ему близка не понаслышке.

Жанр, размер

Это лирическое произведение, в котором хорошо прослеживается лирический герой и развитие событий. В роли лирического героя показан маленький мальчик, его судьба, увлечения, семья. Автор рисует прекрасную картину беззаботного детства. Мы можем видеть, что сам Иван Захарович испытывает неподдельную тоску, вспоминая те счастливые моменты своего детства.

Ритмическим строем автор избрал трехстопный хорей, рифмовка – перекрестная. Именно это и задает достаточно быстрый темп при прочтении данного произведения.

Композиция

Условно данное стихотворение можно разделить на несколько частей, связанных между собой по смыслу. В первой части стихотворения мы видим описание зимней прогулки ребенка, его забавы и катания. Этой части было посвящено первые шесть строф произведения.

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

Иван Захарович показывает все прелести зимних развлечений, насколько весело и хорошо нашему лирическому герою. Ватага ребятишек весело резвится в снегу, не думая ни о чем. Читая данные строки, невольно возникает желание самому прокатиться с горки и скатиться кубарем в сугроб. Ведь именно в детстве мы не испытываем толком страха, и полностью отдаемся развлечениям, не думая о последствиях. В такие моменты ты получаешь от жизни абсолютно все. Наслаждаешься каждым её моментом, и никакая непогода не сможет остановить от веселых игр с друзьями.

В следующих восьми строфах автор описывает семейный вечер мальчика. Как тепло и хорошо в доме, а за окном разошлась настоящая вьюга.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

Все описание дома создает тепло и уют. Ты чувствуешь исходящий жар от печки, огонек свечи придает мягкости очертаниям. Уставши с мороза, самое оно забраться на печь или прижаться к любимой бабушке, в ожидании того, что она расскажет интересную сказку. Возможно, ты её слышал много-много раз, но убаюкивающий голос бабушки и тепло в доме, медленно начинают тебя убаюкивать. Автор сумел передать ту незабываемую и уютную картину вечера, который в детстве мы проводили с семьей. Как же бесценны были эти минуты. Минуты, проведенные с самыми добрыми и любящими людьми в тепле и уюте.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

В следующих строфах автор передает то волшебство, в которое окунается мальчонка, когда уснул. Ведь сон – это всегда маленькая сказка.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Маленький мальчик во сне начинает себя чувствовать героем сказки, которую рассказывала ему перед сном бабушка. Он переживает незабываемое приключение, которое ему, несомненно, нравится. Опять-таки, в детстве в основном всегда нам снятся яркие и интересные сны. Они полны красок, событий и чего-то необычного, волшебного.

В заключительных строфах мы месте с нашим юным героем возвращаемся в реальность. Вовремя проснувшись, на самом страшном моменте, мальчишка радуется, что это был всего лишь сон. Наступило уже утро, и новый день обещает быть таким же насыщенным, ярким и интересным.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Последними строками автор передает свое отношение к детству, подчеркивая то, что это самый лучший период в жизни человека.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Образы произведения

Лирическим героем хоть и показан мальчик, но становится понятно, что автор описывает свое детство. Ведь оно значило для него так много. Он бережно хранил воспоминания о самом дорогом и сокровенном, что даже решил положить их на бумагу, тем самым делая их бессмертными.

Художественные средства выразительности

В тексте используются такие средства выразительности, как: эпитеты, синонимы, антонимы, риторические обращения и просторечные формы. Благодаря подобному написанию, мы можем переживать все чувства и эмоции вместе с нашим лирическим героем. Текст читается очень легко и свободно.

Темы и проблемы стихотворения

Основной темой стихотворения Иван Захарович Суриков выделяет цену детства, беззаботной жизни. Для него самого это было настолько важно, что он решает поделиться с нами тем, что необходимо ценить именно эти моменты больше всего. Они никогда не повторятся, поэтому  нужно успеть насладиться каждой минуткой.

Основная идея

Основная идея так же заключается в том, что вступая во взрослую жизнь, человек приобретает ряд проблем, которые мешают ему жить полной жизнью. В детстве у нас нет ограничений, которые в первую очередь происходят у нас в голове. Мы счастливые и беззаботные, что, кажется, никто и ничто не в состоянии омрачить данное состояние. А если и случаются какие-то невзгоды, дети очень быстро перестают переживать по этому поводу. Ведь вокруг столько интересного и неизведанного, что не следует зацикливаться на мелочах.

Возможно, так и нужно жить, проживая каждый день как последний. Жить на полную катушку. Но зачастую, к сожалению, на это способны только лишь дети. С возрастом человек черствеет, у него вечно скапливаются различные проблемы, которым он посвящает всю свою жизнь. Он не задумывается о том, что пока он с головой уходит в решение жизненных неурядиц, жизнь и проходит.

 Не зря считается, что дети самые искренние создания. Они ничего не делают вынуждено. Если плачут – то навзрыд, если смеются – то от всей души. Они любят всем сердцем и умеют дружить. Нам очень многому стоит у них поучиться. Ведь принято считать, что взрослые учат ребенка, но не всегда это является верным утверждением. Чаще всего дети учат нас: жить, любить, радоваться и улыбаться. Мы разучились это делать, загрузив себя ненужными мыслями и проблемами. Так может быть стоит хоть на время убрать все свои дела и мысли в дальний ящик и скатиться кубарем в снег?

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему прийдется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий