Полный анализ стихотворения “К морю” (А. С. Пушкин)

Полный анализ стихотворения Анализ стихотворений

Полный анализ стихотворения «К морю», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, позволяет проникнуться теми чувствами, которые автор старался нам донести. Он восхищается морской мощью и свободой. Полный анализ от команды Литеровед.ру поможет понять и прочувствовать эмоции, переполнявшие автора в момент написания данного произведения.

История создания

Отбывая наказание в ссылке на Юге, Александр Сергеевич и написал это стихотворение. Он старался меньше комментировать власть, указывая на её недостатки, поскольку за свои свободные высказывания в адрес правительства он должен был отбывать наказание в Сибири. Спасибо большое друзьям Александра Сергеевича, они добились того, чтобы поэта отправили в Одессу. Здесь настроение Пушкина было двояким. С одной стороны ему очень не нравилась и его должность, и место, а с другой – он безумно любил море. Оно стало для него своеобразной музой, которая вдохновляет творцов на шедевры.

Написал автор это стихотворение в 1824 году, уже перебравшись в Михайловское, где так же находился в изгнании.

Пребывая на Юге, Пушкин собирался совершить побег за границу, что можно увидеть в строках произведения.

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег.

Его не устраивала нынешняя власть, с которой он не собирался мириться. Да и вообще он не видел смысла оставаться жить в России, поскольку презирал тиранию. Но его замыслам так и не удалось исполниться, поскольку Александр Сергеевич был очень влюбчивой натурой с переменчивым характером. Причиной изменения планов поэта стала Елизавета Воронцова, к которой творец воспылал любовью.

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

Жанр стихотворения и размер

Это стихотворение смело можно отнести к элегии. Он разговаривает с морем, которому рассказывает о всех своих личных переживаниях и планах. В каждой строчке чувствуется настроение автора, его переживания и размышления. Так же чувствуется его любовь к морю, привязанность к бескрайним берегам и волнам. Ему он посвящает прекрасные слова, которые пропитаны грустью разлуки.

Размер стихотворения – это четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Направление – романтизм, потому что в тексте остро поднята тема одиночества, грусти и тоски. Герой одинок, ему больно и грустно.

Композиция

В данном стихотворении ярко прослеживается то, что писалось оно в разных местах. Первая часть была написана в Одессе на берегу Чёрного моря. О нём  Пушкин говорит прекрасные слова, восхищается им.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Дальше мы видим воспоминания поэта, который грустит о былых временах, когда он жил рядом с морем и мог наслаждаться его видом. Бродить по берегу и просто любоваться. Он очень привязался к морю, поэтому разлука давалась ему тяжело.

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

И в завершении, Александр Сергеевич прощается с морем. Ему сложно это сделать, но он понимает, что другого выхода у него нет. Да, он будет скучать, и грустить, но обстоятельства вынуждают сделать этот шаг.

Прощай же, море!

Не забуду Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Образы и символы

В стихотворении «К морю» автор использует большое количество образов.

Первым образом, безусловно, можно выделить образ моря. Оно выступает в роли лирического героя и предстает перед нами в своем прекрасном и гордом обличии. Оно становится верным другом поэту, что чувствуется на протяжении всего стихотворения. Плеск морских волн успокаивает поэта. Так же Пушкин показал и переменчивость моря, которое может быть словно колыбелью для моряков, а может потопить «стаю кораблей». Этим самым подчеркивается могущество морской пучины, передается характер. Море стало для Александра Сергеевича настоящим товарищем в этот непростой период его жизни.

Образ Наполеона, в свое время пожизненно заключенного на острове, проводит параллель с автором – таким же непонятым и гонимым гением.

В образе Бродского автор так же показывает свое состояние, ведь он тоже был не понят и  погиб, защищая народ. Пушкин вспоминает его по той причине, что его самого из одной ссылки сразу же направляли в другую.

С двумя этими героями автор сравнивает себя, в каждом из них – он видит свое отражение. Он так же был не понят толпой, так же гоним, решителен, но очень одинок.

И, наконец, образ лирического героя в данном произведении. Это молодой поэт, который больше всего любит и ценит свободу. Он планирует побег по морю, поскольку разочарован в существующем режиме и не видит для себя дальнейшей жизни в Росси. Но его замыслам не удается исполниться, и всему виной любовь! Это прекрасное чувство, которое с головой захлестнуло поэта.

Благодаря размышлениям лирического героя, мы можем понять мысли самого Пушкина. Всё больше и больше разочаровываясь во власти, он начинал восхищаться природой. Её свободой и независимостью, величием и гордостью. Та любовь и гармония, которою так ценит поэт, существует только лишь в природе. Поэтому он настолько и привязался к морю, потому что именно в нем он находил самые ценные черты – свободу, силу и могущество.

Что же касается образа просвещения и тирана – то с их помощью автор показывает систему правления в Европе и России. Системы правления абсолютно разные, но ни один из них не близок поэту. Ему близка только лишь свобода и независимость морских пучин.

Темы и проблемы

Основных тем в произведении можно выделить две.

Первая – это тема свободы. Герой хочет убежать от окружающего его устоя, но вспомнив Наполеона и Байрона, понимает, что не добьется желаемого. Он считает, что в Европе, как и в России, нет свободы. Поэтому, какой смысл куда-то бежать? Везде его ждет одно и то же.

Второй проблемой Александр Сергеевич поднимает тему одиночества. Он видит, что такие известные люди, как Наполеон и Байрон умерли одинокими, так и не понятыми другими. Он разделяет их судьбу, так как тоже является своего рода одиночкой. Его не понимает толпа, он не понимает власть и не собирается с ней мириться. Единственным близким другом ему становится море, но и его он вынужден покинуть из-за очередной ссылки.

Не обошлось и без темы любви. О ней автор говорит вскользь, но именно она стала причиной его решения остаться.

Проблемой же этого стихотворения автор видит всемирную тиранию. Отсутствие возможности жить свободной жизнью, ущемление взглядов, и невозможность прямо выражать свои мысли – это то, с чем не может смириться автор.

Проблема разлуки появляется на фоне все той же тирании. Автор вынужден уезжать от своего товарища в ссылку, а ведь он так полюбил море. Эму безумно грустно и больно расставаться, но жизнь не оставляет ему выбора.

Средства выразительности

В этом стихотворении Александр Сергеевич использует все средства выразительности: эпитеты (чтобы подчеркнуть величие и могущество моря), метафоры, сравнения, олицетворения (на протяжении всего стихотворения автор общается с морем и наделяет его качествами живого человека), инверсии и архаизмы.

Основная мысль произведения

В стихотворении «К морю» автор показывает все величие природы. Он считает, что это единственное, что может сделать человека счастливым. Он разочарован не только во власти России, но и во всем мире. Поэтому, решившись на побег, он передумал, поскольку понимал что во всем мире происходит одно и тоже.

Величайшие люди эпохи так и не смогли убежать от властвующей тирании, поэтому и ему нет смысла покидать свою родную землю.

Весь стих пронизан нежными чувствами к морю, которые автор передает, не скупясь на эпитеты. Он очень стал к нему привязан, поэтому разлука ему дается очень тяжело.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему прийдется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий