Полный анализ стихотворения «Нищий» (М.Ю. Лермонтов)

Полный анализ стихотворения «Нищий» (М.Ю. Лермонтов) Анализ стихотворений

Начиная полный анализ стихотворения «Нищий», необходимо учитывать то, что написал его М.Ю. Лермонтов в очень юном возрасте. Поэтому переживания и проблемы, с которыми пришлось столкнуться автору, были полны юношеских тревог и неуверенности.

История создания

Появилось на свет данное стихотворение в 1830 году, благодаря таланту шестнадцатилетнего поэта. Именно летом, находясь в имении под Москвой, автор и познакомился с предметом своего обожания – Екатериной Сушковой. Разница в возрасте в два года, что в таком нежном возрасте было огромной пропастью, разделявших влюбленных. Избранница не могла серьезно относиться к ухаживаниям молодого человека, так как считала его слишком молодым и легкомысленным.

Однажды ему довелось услышать историю из уст одного старца, просившего милостыню. Старец сетовал на злую шутку, которую придумали молодые люди и положили камень ему вместо хлеба. Рассказ очень повлиял на юного творца, что под впечатлением от услышанного, и появилось на свет стихотворение «Нищий».Он сумел провести параллель своих внутренних мучений с терзаниями и обидой нищего.

Чувство автора к молодой красавице было очень сильным, потому что на протяжении пяти лет она все никак не шла из его головы. Более того, в этот период было создано несколько произведений, которые носят название «сушковских», но, к сожалению, изданы они были уже после смерти автора в 1844 году.

Жанр, размер

Жанр стихотворения «Нищий» – это лирика. Хотя своим повествованием и  напоминает притчу. Так же в нем присутствуют и элементы элегии, поскольку поднимаются темы любви,  обиды и непонимания. В заключительных строчках можно увидеть своего рода послание, хоть и без адресата.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Рифмовка в данном произведении перекрестная, написано стихотворение четырехстопным ямбом. Благодаря великолепному словарному запасу поэта стихотворение имеет оттенки торжественности, мелодичности и строгости. Как и остальное творчество Лермонтова – это, безусловно, романтизм, где герой не счастлив в любовных отношениях и страдает от безответственности.

Богатое использование эпитетов придает красочности стихотворению и помогает как можно лучше передать настроение и переживания автора. Использование в последней строфе восклицания максимально усиливает эффект от прочтения.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Здесь нам показан образ сидящего и просящего подаяние старца, весь облик которого вызывает жалость.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Во второй строфе можно увидеть человеческую черствость и глумление над нуждающимся.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Третья же строфа – это проведенная параллель с автором, который так же испытывает сердечные муки из-за несчастной и безответной любви.

Образы и символы

Лермонтов использует ряд образов в этом стихотворении. Образом «святой обители» он показывает любовь – чистую и непорочную. В образе нищего не трудно узнать самого автора, такого же брошенного, непонятого, обманутого и одинокого. Камень же становится образом предательства и обмана, с которым пришлось столкнуться.

Темы и проблемы

Тема данного произведения – это обман, предательство и черствость души. Образом нищего он старается показать то, что его чувства были так же преданы и обмануты. И что любовь для автора равносильна хлебу, в котором так сильно нуждается изголодавшийся нищий.

Отдельной темой можно выделить безответную любовь, с которой пришлось столкнуться юному поэту. Если голод можно утолить хлебом, то любовную жажду нельзя утолить ничем.

Проблемой же данного произведения выступает человеческая холодность и безразличие. Где вместо необходимого хлеба нищий получает камень, так и автор получает обман и страдания, вместо любви, на которую он так рассчитывает и в которой так нуждается. Более того, подвергается насмешки со стороны людей.

Основная мысль произведения

Основную мысль произведения понять очень легко, ведь автор и не пытался её скрыть. При помощи метафоры со стариком и хлебом, автор выплескивает свои эмоции, боль и обиду. Он показывает, что любовь – это не просто прихоть, а жизненная необходимость, без которой жизнь становится болью. Если учесть, что написано это произведение было в очень тяжелый период жизни поэта, то все становится на свои места. Сам Лермонтов на данном этапе жизни так же испытывал душевные муки, которые были для него равносильны голоду. Он был предан в любви. Его настроение чувствуется в каждой строчке произведения. Всю боль и обиду, которые переполняли его на тот момент, он вложил в это произведение.

Грамотно используя образы и сравнения, автор рассказывает нам о проблеме старца, о том, как ему пришлось столкнуться с несправедливостью этого мира. Но, если вдумчиво прочитать произведение, то в лице старца мы увидим молодого юношу, которого отвергли в любви.

Главной мыслю показано то, что любой просящий и обиженный становится намного ближе к Богу, и правда всегда будет на его стороне. А жестокость людей была, есть и будет всегда.

Так же автор завуалировано показывает то, что после таких человеческих поступков, обиженная личность может затаить злость и чувство мести. Ведь сам поэт, спустя определенное время, отомстил своей возлюбленной, бросив её так же, как она когда-то поступила с ним.  

К сожалению, так устроен мир, что не всегда стоит ждать помощи или протянутой руки, очень часто вместо помощи можно столкнуться с обманом, обидой и жестокостью. И это касается и любви, где раскрыв свои чувства человеку, можно получить взамен камень.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему прийдется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий