Полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» (Ф.И. Тютчев)

Полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Ф.И. Тютчев Анализ стихотворений

Делая полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся», которое написал Федор Иванович Тютчев, стоит вспомнить о том, что автор имел очень непростую судьбу. Это проглядывается практически во всем творчестве поэта. Он долгое время пытался найти ответы, на волнующие его вопросы. Именно это чувствуется, если углубиться  анализ его произведений.

История создания

Все творчество поэта можно разделить на два периода. Стихотворение «С поляны коршун поднялся» относится ко второму творческому периоду поэта. Появилось оно в 1835 году, когда Федор Иванович жил в Мюнхене. Постоянное чувство тоски и уныния не давали жить автору полной жизнью и получать удовольствие. Но, что удивительно, в печать данное стихотворение попало на сорок четыре года позже, в 1879 году.

Своего рода музой, натолкнувшей автора на написание данного стихотворение, стал коршун. Поэт наблюдал за жизнью этой прекрасной и сильной птицы и сравнивал её с человеческой судьбой.

Жанр, размер

Благодаря философским размышлениям, которыми пронизан текст стихотворения, «С поляны коршун поднялся» можно отнести к элегии. Что  же касается литературного направления – то это романтизм. Как и любое стихотворение, относящееся к данному жанру, оно имеет отличительные черты, а именно: здесь содержится печаль, тоской, и имеет глубокую смысловую нагрузку.

Размер, который выбирает автор, четырехстопный ямб. Очень большое количество поэтов прибегали именно к данному размеру при написании своих произведений. Этому способствует универсальность этого размера, так как им легко выразить любую мысль и проблему произведения.

Композиция

Данное стихотворение представлено в форме монолога лирического героя, который анализирует свою жизнь и жизнь свободной птицы. По смыслу стихотворение можно разделить на две части.

Первая часть рассказывает о возможностях птицы и о тех благах, которыми его наградила природа.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

Вторая же часть стихотворения показывает всю ту ограниченность человеческих возможностей, которые невозможно сравнить с полетом птицы.

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Всего две строки, но насколько четко и ёмко они передают настроение человека.

Темы, проблемы

Основной темой произведения Федор Иванович показал истинную свободу птицы и заключение человека. Ставя в противовес друг другу два состояния, он как нельзя лучше подчеркивает эту разницу. Человек слишком скован своими страхами, обязательствами и ограничениями. Он даже мысленно лишен возможности познать истинную свободу. Коршун же, вольная и свободная птица, познает в полной мере счастье быть свободным и независимым. Земная жизнь пуста и ограничена, чего не скажешь о небе, которое во все времена олицетворяло безграничную волю и свободу.

Все стихотворение пронизано грустным настроением, что и неудивительно. Человек бессилен и неспособен что-то изменить. Все за него решила природа, которая изначально лишила его возможности летать и изведывать новые горизонты. Птица же с самого начала имела крылья и возможность летать. Ей никогда не понять приземленного человека, который по-хорошему всю жизнь находится в клетке. Он прикован к земле, что и является его ограничением. Финал стихотворения лишь подчеркивает весь трагизм ситуации, давая понять, что люди никогда не смогут обрести истинную свободу и счастье.

Образы и символы

В стихотворении «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович использует сразу несколько образов. Первый образ – это образ лирического героя, от которого исходит повествование. Именно на его примере автор показывает то, что человек всегда является заложником множества факторов. У него очень много ограничений, он не имеет свободы ни внутри, ни снаружи. Люди вынуждены уступать своим мечтам и истинным желаниям из-за своих так называемых обязанностей.

В противовес человеку поэт показывает птицу, которая является символом свободы. Коршун не зависит ни от чего. Небо – единственный его предел.

Так же противоположностью выступают образ неба и земли. Небо показано безгранично свободным, не имеющего оков. Земля же насквозь пронизана корнями, которые сковывают её.

Отдельным образом автор показал природу, которая очень интересно распределила «подарки судьбы». Коршуну она подарила крылья, тем самым наградив его полной свободой. Человек же лишен данной возможности, хотя и считается верхней ступенью эволюции. Для него небо навсегда останется чем-то недоступным и недосягаемым настолько, насколько оно подвластно коршуну.

Основная мысль

Основная мысль стихотворения заключена в том, что человек не обладает теми качествами, которыми природа наделила птиц. Он погряз в ограничениях, лишая себя возможности понять настоящее счастье. И выхода нет из данной ситуации. Единственное, что может сделать человек – это смириться с данным положением вещей, потому что он не в состоянии противостоять природе. Так распорядились свыше, лишив людей возможности летать.

Человек не может постичь небо, поскольку всю жизнь крепко прикован оковами обязательств и ограничений. Люди слишком зависимы от своих потребностей, и лишь после смерти обретают настоящую свободу. В земной же жизни они не имеют такой возможности, они неспособны отказаться от своих желаний, поэтому ещё больше сковывают себя. Именно эту основную мысль постарался заключить в стихотворение «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович Тютчев.

Средства выразительности

Чтобы лучше донести основную мысль произведения, автор использует следующие средства выразительности:

Антитеза – на ней строится все стихотворение «С поляны коршун поднялся». Сравнивая человека и коршуна, он показывает ограниченность человеческих возможностей. А противопоставляя небо земле – показывает свободу и ограниченность. Небо не имеет границ, поэтому всегда будет ассоциироваться с волей и свободой. Земля же, притягивает и ограничивает человека и его возможности, который прирос к ней будто корнями.

Использование большого количества глаголов при описании полета птицы так же ярче показывают читателю, насколько ограничены человеческие возможности.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 8 оценок, среднее 3.63 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий