Полный анализ стихотворения «Школьник» (Н.А. Некрасов)

Полный анализ стихотворения «Школьник» Н.А. Некрасов Анализ стихотворений

Делая полный анализ стихотворения «Школьник», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, читатель полностью погружается в те исторические проблемы, которые были достаточно острыми в тот момент.

История создания

Данное стихотворение было написано в 1856 году. Именно в это время был подписан Парижский трактат, который означал окончание Крымской войны. Он характеризовал не с лучшей стороны период, когда у власти находился Николай Первый. В то время власть была сосредоточена в руках Александра Второго – сына Николая Первого. Ситуация с крестьянским народом была все так же актуальна и требовала незамедлительного вмешательства.

Стихотворение было написано Николаем Алексеевичем в период его пребывания на даче, вблизи завода цветного стекла, который был открыт Ломоносовым.

Стихотворение «Школьник» не осело в столе автора, а в тот же год было издано.

Жанр, размер

Стихотворение «Школьник» можно отнести к гражданской лирике, поскольку в нем поднимаются вопросы простых граждан, их проблемы и переживания. Размер, которым написано данное произведение – хорей.

Это своего рода монолог, который появился на свет благодаря встрече автора со школьником из простой, небогатой крестьянской семьи. Данная встреча возымела определенное место в жизни автора, что он решил перенести это на бумагу. Тем самым очередной раз, окунувшись в историю и те события, которые происходили вокруг него в данное время.

Композиция

Стихотворение включает в себя десять строф, но по смысловой нагрузке делится на три части.

В первой части, которая состоит из первых двух четверостиший, автор подробно описывает внешний вид школьника и их встречу.  Он уделяет внимание описанию полураздетого грязного ребенка, который сумел зацепить поэта.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Во второй части произведения, которая включает в себя последующие пять четверостиший, автор начинает придаваться размышлениям на тему того, что ждет этого мальчишку в будущем? Он возлагает огромные надежды на талант русского человека, благодаря которому он сможет добиться успеха.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

В заключительной части стихотворения, состоящей из трех строф, поэт обращается к Великой стране. Он знает, что Россия очень богата на талантливых людей, которые не имеют возможности полностью раскрыться из-за условий жизни и крепостного права.

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

Николай Алексеевич не теряет надежды на то, что русский человек сможет всего добиться, благодаря своему уму и таланту.

Темы и проблемы стихотворения

Основной проблемой данного стихотворения является неспособность обычных людей самореализоваться, и получить образование. В государстве, где очень большая часть населения не просто бедные, а нищие люди, которые вынуждены работать за копейки, чтобы суметь прокормить свою семью. И именно среди таких простых людей рождаются самородки, например как Ломоносов, у которых просто нет возможности показать свой ум и способности.

Автор поднимает проблему того, что не важно, откуда человек родом. Ведь в забитой деревне может жить такой же самородок, как и в богатой семье. Просто он лишен шанса на получение образования. Именно в этом и видит основную проблему России Николай Алексеевич. Поэтому вина в том, что далеко не все люди имеют возможность обучаться, целиком и полностью лежит на правительстве государства. И эту проблему необходимо незамедлительно решать.

Образы и символы

В данном стихотворении автор знакомит нас с двумя основными героями – лирическим героем, который ведет непосредственное повествование и школьником, которого он повстречал на своем пути.

Рассказчик, в котором не сложно узнать самого автора, помогает школьнику своим словом. Он пытается подбодрить мальчика, рассказывая, что к своей цели необходимо идти и её добиваться. Далее лирический герой окунается в размышления на тему проблем, которые остро представлены в государстве. А именно в том, что наша страна очень богата на умных, талантливых и целеустремленных людей, которые, к сожалению, не имеют возможности проявить себя и раскрыть свой потенциал. Он сетует на то, что большое количество людей так и остаются не реализованными, из-за чего государство теряет светлые умы.

Второй же образ школьника является собирательным. В него автор заключает всех тех людей, которые лишены возможности на обучение. У них есть огромное желание учиться, развиваться и добиваться вершин, но они не имеют такой возможности из-за банальной бедности. Автор придается рассуждениям о том, откуда семья бедного мальчонки нашла средства на его обучение. Но это не является главной проблемой. Проблема заключается в том правительстве, которое не может и не хочет обеспечить и дать возможность простым крестьянским детям выбиться в люди и стать грамотными. Люди, которые находятся за гранью нищеты, к сожалению, обречены так и оставаться невежественными и необразованными.

Автор старается подбодрить школьника, приводя ему в пример людей, которые смогли, несмотря на свое шаткое материальное положение, получить хорошее образование и раскрыть свой талант.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Школьник» Николай Алексеевич Некрасов использует антитезу, благодаря которой хорошо подчеркивает противопоставление двух классов. Аллегории, метафоры и эпитеты так же помогают лучше передать настроение, которое постарался вложить автор в данное стихотворение.

Смысл произведения

Назвав стихотворение «Школьник», автор показал то, что в образе школьника он постарался собрать всех тех людей, которые не имеют возможности получить образование. Он показывает так же то, что из-за правительства люди не в состоянии реализовать свой потенциал и показать свои возможности. Право на достойное образование имеют лишь богатые и именитые люди, которые очень часто уступают умом деревенским простым ребятам. Но так же автор не теряет надежды, и даже приводит примеры того, что даже проживая в глубинке и не имея средств для обучения, не нужно сдаваться. Нужно стараться идти к своей цели и показывать всем то, на что ты способен.

Данная тема была очень актуальна для Николая Алексеевича, поэтому он постарался как можно ярче показать то желание, которым обладают дети из бедных семей. Он хочет, чтобы у всех была возможность получить хорошее образование. Ведь тогда будущее его родной страны будет намного лучше.

Наша страна очень богата на потенциал, который не всегда есть возможность раскрыть и показать. Именно это является основной идеей, а одновременно и проблемой, стихотворения «Школьник».

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий