Полный анализ стихотворения «Узник» (М.Ю. Лермонтов)

Полный анализ стихотворения «Узник» (М.Ю. Лермонтов) Анализ стихотворений

Полный анализ стихотворения «Узник» М.Ю. Лермонтова очень хорошо раскрывает переживания и состояние автора, в нелегкий период его жизни. Написан «Узник» был в тюремных стенах, где поэт отбывал наказание. Само настроение полностью пронизано настроением автора, изменение которого можно увидеть на протяжении всего текста.

 История создания

После выхода в свет стихотворения «На смерть поэта», которое Михаил Юрьевич посвятил гибели Пушкина, государь отдает приказ о его тюремном заточении. Именно там и появилось на свет в феврале 1837 года стихотворение «Узник». Даже там автор не переставал творить, используя обрывки бумаги, которую использовали, чтобы завернуть продукты, и спички. Но вышло в свет оно только лишь в 1840 году.

Больше всего автора томило одиночество, потому что посещения были ограничены. Камердинер – единственный человек, который навещал поэта и приносил ему продукты.

Именно острая необходимость в обществе, общении чувствуется в каждой строчке стихотворения, которое очень хорошо передает душевное состояние Михаила Юрьевича.

Жанр, размер

Написано данное стихотворение четырехстопным хореем с пиррихием, что помогает лучше подчеркнуть трагизм данной ситуации. В самом начале Лермонтов прибегает к перекрестной рифмовке, но уже ближе к концу переходит к парной. Так же автор использует различные приемы, которые делают текст выразительнее. Наличие эпитетов, метафор, инверсий делают стихотворение ярче и чувственнее.

Композиция

Композиция данного произведения строится на антитезе. Произведение написано тремя строфами. В первых строках произведения чувствуется радость, желание свободы. Автор жаждет свободы и не сдерживает полет мысли, полностью открывая свои чувства и эмоции. Он еще до конца не осознает, где находится, и свобода не кажется ему такой недоступной. Он очень любит жизнь и привык наслаждаться ею сполна.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но уже во второй строфе начинает прослеживаться понимание происходящего. Поэт начинает отчаиваться и чувствовать безысходность.  Автор использует союз «но»,  делая акцент на том, как далека и недостижима вольная и свободная жизнь, и как несбыточны его мечты. В каждом слове чувствуется настроение автора, понимание того, что он находится в заточении. Воля недосягаема, но по-прежнему безумно желанна.

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

Черноокая далеко,

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет, весел и игрив,

Хвост по ветру распустив…

 В заключительной части стихотворения уже хорошо видно печаль и чувство одиночества, а оно оказалось страшнее заточения. Лишившись всякого общения и общества, автор вынужден коротать свое время за решеткой. Это просто разъедает его изнутри. В каждой строчке чувствуется обреченность и какое-то смирение. Лермонтов понимает, что часовой – это единственный человек, шаги которого до него доносятся.

 Последняя строфа выступает и кульминацией данного произведения, показывая полное разочарование автора. Каждое слово наполнено тоскливыми нотами по желанной свободе.

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем;

Только слышно: за дверями

Звучно-мерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

Антитеза хорошо просматривается на уровне внутренних стремлений и принятия окружающей реальности. Используя эпитеты, характерных для фольклора, автор тем самым подчёркивает нереальность своих желаний, и насколько они далеки от действительности. Особенно хорошо антитеза просматривается в двух последних строфах, где автор свободному коню, резвящемуся на воле по зеленым лугам, ставит в противовес голые тюремные стены, где из звуков доносятся только лишь шаги часового.

Поэтому чтобы правильно понять замысел автора, необходимо попытаться раскрыть основной художественный прием в этом стихотворении.

Темы и проблемы

Многие авторы прибегали к мотивам узничества, чаще всего используя тюрьму как условный символ. Но некоторые из них, в том числе и Лермонтов, знали не понаслышке о всех «прелестях» заключения.

Основной темой этого стихотворения является отсутствие свободы, тюремное заточение. И всё, чего желает узник, это быть свободным. Но на данном этапе жизни это является всего лишь мечтой, далекой и недостижимой. Герой понимает, что мечты его невыполнимы, от чего впадает в уныние. Так же очень негативно сказывается на нем отсутствие собеседника и одиночество.

Смысл произведения

В стихотворении «Узник» легко можно узнать самого Лермонтова, который в момент написания находится под стражей. Главной темой является жажда свободы. Чтобы почувствовать себя узником, не обязательно находиться в тюрьме и сидеть взаперти. Запреты в творчестве и выражении мысли – вот настоящее заключение для творца. Как раз, так и ощущает себя автор. Ведь тюремное заключение – это так же отсутствие возможности свободно писать и выражать свои мысли, за что он и оказался в заключении. Лермонтов принимает свое наказание, хотя совершенно не согласен с данной позицией.

Если сравнить «Узника» Лермонтова с «Узником» Пушкина, то видно огромный контраст. Пушкин описывает камеру, как вольное небо, то в стихотворении Лермонтова бескрайние просторы сужаются до размера камеры. У Лермонтова нет романтического описания тюрьмы, как у Пушкина. У него все более реалистично, что очень хорошо показывает всю трагичность ситуации и передает настроение всех узников.

Данное стихотворение выступает своего рода обвинением тем, кто не дает возможности творить свободному художнику, сковывая его и вгоняя в определенные рамки. Но в душе поэт не собирается мириться с этим, и продолжает рваться к свободе. Ведь для поэта свобода является самым важным в жизни, и любое её ограничение вызывает в нем бурный протест.

В своих мечтах он видит идеальный мир – бесконечно свободный, красивый. Но это всего лишь мечты. Он готов принять поражение, поскольку за свою достаточно короткую жизнь он постоянно находился в состоянии борьбы за независимость, свободу слова и мысли.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий