Полный анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)

Полный анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев) Анализ стихотворений

Если делать полный анализ стихотворения «Жираф», которое написал великий поэт Николай Степанович Гумилев, стоит вспомнить, что же это был за человек и какие жизненные события способствовали написанию данного произведения.

История создания

Николай Степанович Гумилев оставил после себя огромный след не только как поэт, но так же он был первоклассным переводчиком, прозаиком и теоретиком. Супругой Николая Степановича была легендарная Анна Андреевна Ахматова. Такой творческий союз, казалось бы, невозможно сломить, и долгое время они являлись образцовой семьей. Но с началом Первой Мировой войны очень много изменилось в их отношении. Начались постоянные недомолвки и непонимание. Встал вопрос о непринятии образа жизни, измен и непонимания.

Но данные семейные ссоры очень продуктивно сказались на творчестве молодого автора. К великому сожалению, Николай Степанович прожил очень короткую жизнь. Уже в 35 лет он попал под подозрение в государственном заговоре, за что позже был расстрелян. Автор оставил после себя бессмертные произведения, которые не потеряли свою актуальность и по сей день.

Одним из таких творений можно выделить стихотворение «Жираф», которое автор написал в 1907 году, когда вернулся из Африки. Он очень большую роль в жизни отводил именно путешествиям по миру, где пытался найти своего рода рай.

Жанр, размер

Безусловно, данное стихотворение можно отнести к лирике. Написано оно было амфибрахием, рифмовку автор использует перекрестную.

Поскольку Гумилев является основоположником акмеизма, то естественно использует данное течение и в своем творчестве.

Композиция

Композиция стихотворения весьма интересна и необычна. Формально произведение делится на пять частей, но по смыслу можно выделить две части стихотворения. Первая несколько меньше второй части. В ней идет речь о женщине, которая грустит.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Во второй же части описывается жираф и окружающая его природа.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер

Автор подробно описывает животное, восхищаясь его красотой и грациозностью. Сравнивая его с парусами корабля, а бег – с полетом птиц, Николай Степанович подчеркивает всю изящность и красоту этого прекрасного животного.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

В последней строфе рассказчик снова возвращает нас к разговору с девушкой, и попытками развеять её тоску.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Основная тема произведения

В стихотворении умело раскрывается тема экзотики и женской грусти. Так до конца и не ясно то,  кого автор представлял в женском облике – жену, сестру или же просто случайную незнакомку. Лирический горой старается помочь девушке прогнать тоску, рассказывая об экзотике далеких стран. В частности о жирафе, который, безусловно, покорил сердце автора. Он с любовью и восхищением описывает незнакомое нашим краям животное. По одним выражениям, которые он использует для его описания, можно заметить его восхищение.

Но его рассказ не помог девушке, а лишь ещё больше расстроил её. Она начинает ронять слёзы. Автор оставляет неизвестной причину данного поведения. Возможно, незнакомке стало грустно от того, что она никогда ранее не видела подобного тому, что описывал ей лирический герой.

Очень интересный способ рассказа о красотах экзотических стран помогает стихотворению стать особенным в русской литературе.

Средства выразительности и образы

При написании этого произведения, Николай Степанович не поскупился на использование метафор, эпитетов и сравнений. Благодаря их использованию автор умело подчеркивает всю красоту животного и природы, а так же четко передает настроение девушки.

Что же касается образов, то здесь перед нами предстают три образа: лирического героя, девушки и жирафа. Но образ девушки и героя автор не слишком развивает, то в образ жирафа он воплощает всю красоту и свободу экзотики.

Так же отдельным образом можно выделить описание природы, которую автор мастерски описывает. Он занимался тем, что пытался найти «рай на земле». Именно это желание толкало его на новые и новые походы.

Основная мысль произведения

Основная мысль стихотворения была воспета ни одним поэтом. Это поход к своей мечте и умение жить. Автор в образе лирического героя передает свои чувства и стремления. Его цель – найти тот самый оазис, из которого не захочется уходить. Он умеет замечать прекрасное в мелочах, а, главное, он умеет этим наслаждаться. Он ценит в жизни каждую мелочь и никакие преграды не смогут ему помешать, чтобы добраться до своей цели. Лирический герой, как и сам Гумилев, очень целеустремленный человек. Поставив перед собой цель – он движется к ней. Из любой ситуации он пытается получить что-то полезное, насладиться доселе невиданными видами и красотами мира.

По строкам данного стихотворения можно сделать вывод о том, что автор умеет ценить красоту, он живет ею. Он воспевает прекрасные черты жирафа. Строки его произведения настолько красивы и чувственны, что невольно начинаешь сам восхищаться этим животным и окружающим пейзажем.

Именно этим стихотворением автор пробуждает в нас желание жить. Не важно где и с кем ты находишься, не важно, какие жизненные передряги не встречаются на твоем пути, никогда нельзя опускать руки и сдаваться. Именно к этому старается призвать нас автор строками своего бессмертного произведения. Гумилев показывает цену мечты. Что именно мечта толкает нас идти вперед с гордо поднятой головой и горящими глазами.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий