Сравнительный анализ А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк»

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк» Анализ стихотворений

Сравнительный анализ стихотворений стихотворения «Пророк», которое встречается в творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова, помогает наглядно увидеть их общие качества, а так же отличия. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, при помощи которого изучение данного материала станет намного проще и эффективнее.

Лирика обоих поэтов охватывает достаточно широкую проблематику. В их творчестве встречаются различные произведения, в которых поднимаются важные темы и проблемы. Например, проблема, касающаяся поэта и поэзии, не могла обойти стороной творчество обоих авторов.

Если рассмотреть стихотворения обоих авторов с одноименным названием «Пророк», то в нем мы видим очень точное определение поэту: оба творца считают его порицателем, который сеет истину.

Жанр, размер

Стихотворение «Пророк», которое принадлежит перу Александра Сергеевича Пушкина, было написано в 1826 году. Это лирическое стихотворение, поскольку центральным образом является лирический герой, его внутренний мир и его чувства.

Автор написал его четырехстопным ямбом, как собственно и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Александр Сергеевич использует линейную композицию, но в то же время можно заметить яркие особенности и кольцевой композиции.

С самого начала стихотворения лирический герой видит «шестикрылого Серафима», который поведал ему правду, которая была неведома. В заключительной части произведения герой опять встречается с Богом, который говорит ему свою волю.

Что же касается «Пророка» Михаила Юрьевича, то у него всеведущего пророка изгоняют из общества. Хотя в его произведении и отсутствует явная встреча героя с Богом, но в тексте присутствует отсылка к божественной воле. Именно благодаря ей герой и становится гением.

Михаил Юрьевич пишет свое стихотворение в 1841 году. По жанру его стихотворение так же относится к лирике. Но его произведение больше напоминает исповедь. Его лирический герой так же искренне переживает, а его чувства передаются читателю. Его внутренний мир становится понятнее именно из-за его исповеди, которая представлена в виде монолога.

Что же касается композиции, то «Пророк» Михаила Юрьевича представляется следующим образом: изначально показывается то, как герой находился в уединении в пустыне, далее находился в одиночестве, а после вернулся обратно в город, обратно к обществу. Автор специально расставляет необходимые акценты, благодаря которым читателю легче увидеть конкретные проблемы, которые поднимаются в каждой из частей жизни героя.

Образы и символы

«Пророк» Александр Сергеевич Пушкин:

Пророк очень устал в духовном плане, ему очень нужно какое-либо сильное потрясение, чтобы к нему пришло вдохновение.  На помощь ему приходит шестикрылый Серафим, который открывает его глаза и уши. Благодаря этому он начинает смотреть на мир по-другому, мысля совершенно иначе. Теперь целью лирического героя является «глаголом жечь сердца людей».

В лице пророка представлен лирический герой, от имени которого и происходит повествование. Присутствует и образ толпы, но представляется он весьма размыто. Читатель больше чувствует её присутствие, чем видит ясно. Гений старается зажечь их сердца. Он не уверен в том, что народ сможет понять его. Ведь он сам является грешником, который выйдя из толпы, совершенно не осознавал истину. И лишь став богаче духовно, ему удается познать её.

«Пророк» Михаил Юрьевич Лермонтов:

Гений, которого описывает Михаил Юрьевич. Отличается от Пушкинского. Здесь он показан как покинутый и непризнанный человек. Пророк так же выступает в роли лирического героя, которого не понимает и не принимает общество. Люди относятся к нему с презрением, а понимает его лишь пустыня, звезды и животные.

Но данное обстоятельство совершенно не огорчает пророка, его полностью устраивает нынешнее положение дел. Именно в пустыне он обретает долгожданную гармонию и тишину.

Используя исповедь, автору легче удается раскрыть внутренний мир лирического героя, а так же передать его чувства и переживания.

Образ города показан как сборище невежд, которые совершенно не желают понимать и принимать истину. Толпа с жестокостью относится к пророку, избивая его камнями.

Темы и проблемы

Проблемы, поднятые в анализируемых стихотворениях, очень похожи. В центре стихотворения находится пророк, у которого есть миссия просветить общественность. Он говорит с людьми на языке поэзии.

Одной из проблем стихотворений – это поэт и поэзия. В обоих произведениях авторы показывают пророка, как избранного Богом. У каждого из них есть миссия, которую на него возложили на небесах.

Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич видят основную цель поэта в том, чтобы просветить общество и открыть им главную истину. Что касается судьбы Пушкинского пророка, то она остается неизвестной. Лермонтовского же пророка ждет печальная участь – он так и остается непонятым, его унижают и в итоге изгоняют из общества.

Пушкин не затрагивает проблему поэта и поэзии настолько явно, как это делает Михаил Юрьевич. Александр Сергеевич больше хочет показать то, как прозревает сам лирический герой. В то время, как Михаил Юрьевич больше уделяет времени реакции народа на то, как гений пытается просветить их.

Здесь наглядно прослеживается проблема взаимодействия поэта с толпой. Поэт пытается донести до народа учения, а уже толпа стоит перед выбором – принять ли им эти знания, или же продолжать оставаться невеждами. Толпа не хочет просвещаться, поэтому осмеивает и презирает Лермонтовского пророка.

Пророк Пушкина готов к просвещению толпы, но как на это реагирует общество остается неизвестным.

Оба поэта показывают общество, как толпу порочных и невежественных людей.

Основная мысль

В обоих произведениях образ пророка является собирательным. Он представляет собой поэта как такового. В обоих стихотворениях пророк несет знания, которыми хочет поделиться с народом. Но в одном из стихотворений народ не хочет просвещаться, поэтому просто изгоняет гения.

Основной мыслью у Александра Сергеевича является то, что поэт в первую очередь должен быть зрячим и уметь слышать. Будучи грешником, пророк становится гением, после того, как познает истину. Теперь его цель – зажечь сердца людей. Главным является понимание основной цели искусства. В данном произведении Александр Сергеевич утверждает ценности, которые являются главными для него и всех остальных творцов.

Основной мыслью стихотворения «Пророк», написанным Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, является одиночество творца в толпе, которая не желает просвещаться. Пророк несет свою истину и хочет поведать её народу, но сталкивается с непониманием и непринятием. Люди не желают знать истины, поэтому изгоняют гения. Автор показывает, что с подобным уделом может столкнуться каждый творец, который пытается донести свои знания до толпы.

Эти качества и являются сходствами и различиями двух произведений. Один из поэтов продолжает верить в то, что его миссия обречена на успех, а второй уже полностью потерял свою веру.

Средства художественной выразительности

Оба стихотворения содержат большое количество всевозможных троп.

Здесь встречаются и эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Используется инверсия, антитеза и анафора. Совокупность данных средств выразительности добавляют произведениям красочности и яркости, а так же помогают лучше передать основную мысль и раскрыть внутренний мир лирических героев.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий