Творческие задания, которые представлены в КИМах сжатым изложением и сочинением-рассуждением, приносят большую часть баллов. Чтобы написать работы максимально правильно, нужно знать, за что они начисляются. Мы думаем о вашем успехе на экзамене, поэтому систематизировали эту информацию в данной статье.
Критерии оценивания сжатого изложения
Изложение пишется на основе прослушанной аудиозаписи текста и оценивается по 3 критериям. Оно дает выпускнику 7 баллов.
ИК 1 – содержательная сторона:
- 2 б. – ни одна микротема не потеряна (а их в тексте три);
- 1 б. — одна мысль упущена, или добавлена отсутствующая в тексте мысль;
- 0 б. – отклонение в содержании на 2 и более микротемы.
ИК 2 – компрессия текста:
- 3 б. – при пересказе всех трёх микротем применены способы сжатия (любые);
- 2 б. – сжатие лишь двух микротем;
- 1 б. – компрессия применена для одного абзаца;
- 0 б. – при написании сжатие не применялось.
ИК 3 – логическая взаимосвязь структурных элементов:
- 2 б. – текст правильно разделён на абзацы, мысли сформулированы логически верно;
- 1 б. – одно из возможных нарушений в логике, абзацном делении и расположении мыслей;
- 0 б. – более одной смысловой ошибки.
Важно!
Чтобы хорошо справиться с пересказом аудиозаписи, заранее продумайте ход действий. Существует несколько алгоритмов выполнения этого задания:
1. Слушать голос внимательно и пытаться запомнить все подробности. Приступить к написанию после того, как диктор замолчит. Затем перенести всю полученную информацию. Во время 5-минутного перерыва проверить записи на черновике. При втором прослушивании корректировать работу.
2. Как только голос зазвучит, взять в руку ручку и фиксировать услышанное в сокращенном виде на лист бумаги. Оставлять между словами промежутки. При втором прослушивании дополнять сочинение новыми слова, вставляя их вместо пропусков.
3. Во время звучания аудиозаписи первый раз постараться хорошо запомнить начало. В перерыв записать мысли на лист. Как только текст зазвучит второй раз, сконцентрируйте внимание на конечных фразах. Так вы сможете подробно воспроизвести текст, а потом можно подвергать его компрессии.
Но не нужно экспериментировать с вариантом работы во время экзамена. Этот алгоритм нужно наработать заранее, постоянно тренируясь. Все тексты аудиозаписей находятся на сайте ФИПИ в разделе «Открытый банк заданий ОГЭ». Это позволяет самостоятельно, без помощи учителя, осуществлять подготовку.
Критерии оценивания сочинения
Данный вид работы может принести выпускнику 9 баллов. Поэтому к подготовке советуем отнестись серьёзно.
Сочинение 9.1
С1К1 – верное толкование предложенного тезиса:
- 2 б. – дан чёткий обоснованный ответ без фактического нарушения;
- 1 б. – ответ дан верно, но есть одна ошибка в понимании утверждения;
- 0 б. – тезис не доказан или доказан примитивно, или допущено более одной ошибки в осмыслении высказывания, или рассуждение не соответствует заданию.
С1К2 – аргументированность тезиса:
- 3 б. – верно приведено два примера из текста с указанием их роли;
- 2 б. – приведено два примера, но о их роли ничего не сказано, или приведено два примера с указанием роли лишь одного, или приведён один пример с пояснением;
- 1 б. – приведён один аргумент без комментария;
- 0 б. – примеры отсутствуют, или доказательная часть написана без опоры на анализируемый текст.
С1К3 – смысловое и логическое оформление работы:
- 2 б. – каждая мысль начинается с нового абзаца (всего их 4), нет нарушения логики повествования;
- 1 б. – присутствие в работе одной логической ошибки и одно неверное деление на абзацы при смысловой цельности работы;
- 0 б. – в работе больше двух ошибок и/или два неверных абзацных деления.
С1К4 – композиционное оформление работы:
- 2 б. – все композиционные части присутствуют в тексте работы;
- 1 б. – допускается одно отклонение от нормы;
- 0 б. – композиционных нарушений больше двух.
Важно!
Выбирая этот вид сочинения, вы должны понимать, что для работы над ним требуется хорошее знание лингвистических терминов. При этом нужно знать не только их значение, но и роль в предложении. Допустим, в здании говорится об эпитетах. Во-первых, нужно вспомнить, что это такое. Во-вторых, найти минимум два примера в анализируемом отрывке. В-третьих, указать на их роль в предложении и в тексте.
При подготовке к этому виду рассуждения желательно завести словарик. Проанализировав открытый банк заданий, вы поймете, какие термины нужно выучить. Выпишите их в словарик и своими словами поясните значение данных терминов. Обязательно дополните запись парой примеров. Это поможет быстрее вспомнить значение слова. Особенно важны примеры для пунктуационных и лексических понятий.
Сочинение 9.2
С2К1 – верно понят смысл высказывания:
- 2 б. – тезис пояснён верно;
- 1 б. – неточности в объяснении высказывания;
- 0 б. – объяснение смысла высказывания неверно, или допущено две фактические ошибки, или объяснения нет.
С2К2 – аргументация тезиса:
- 3 б. – два примера взяты из прочитанного текста;
- 2 б. – доказательство подтверждено одним примером из текста;
- 1 б. – текст не является опорой при рассуждении;
- 0 б. – примеров, подтверждающих тезис, нет.
С2К3 – логичность и последовательность мысли:
- 2 б. – работа безошибочна с точки зрения логики;
- 1 б. – присутствует одна логическая ошибка или одно нарушение в делении на абзацы;
- 0 б. – допущено больше одной логической ошибки и/или больше двух ошибок в абзацном членении.
С2К4 – композиция работы:
- 2 б. – работа оформлена композиционно верно;
- 1 б. – допущена одна ошибка в композиции;
- 0 б. – более одной ошибки.
Важно!
В этом сочинении вы должны продемонстрировать умение анализировать текст. Но не с точки зрения его грамматики, а смысловое содержание текста. Умение понимать суть прочитанного и комментировать пригодится на ЕГЭ. Там вас ждет совсем другой формат сочинения: по проблеме исходного текста, которую нужно определить самостоятельно.
Справиться с заданием 9.2 поможет вдумчивое чтение предложенного отрывка. Причем прочитать его можно несколько раз. Благо времени на это хватит. Попытайтесь своими словами передать суть содержания, ответить на финальный вопрос. Проанализируйте поступки героев так, если бы они были вам знакомы. Попытайтесь стать частью этого сюжета. Тогда вы без труда сможете понять, почему герой поступил именно так, почему сказал именно эти слова.
Сочинение 9.3
С3К1 – разъяснение значения слова:
- 2 б. – дано верное толкование слова и комментарий;
- 1 б. – слово истолковано правильно, но не пояснено;
- 0 б. – определение слова неверно.
С3К2 – аргументация:
- 3 б. – присутствуют аргументы (два) из предложенного для анализа текста / или один из текста, а второй из жизни;
- 2 б. – рассуждение подкрепляется одним примером из текста;
- 1 б. – текст не привлекался, но есть два аргумента из жизни;
- 0 б. – рассуждение бездоказательно.
С3К3 – логика работы:
- 2 б. – полное отсутствие ошибок;
- 1 б. – одна ошибка в делении на абзацы и/или один смысловой недочет;
- 0 б. – две и более ошибки в оформлении мыслей.
С3К4 – композиция работы:
- 2 б. – нет ошибок;
- 1 б. – можно ошибиться один раз;
- 0 б. – две и более ошибки композиционного характера.
Важно!
На морально-нравственную тему писать многим выпускникам легче. Для этого не нужны определенные знания. Порой бывает достаточно жизненного опыта. Ведь все мы встречаемся с предательством, завистью, проявляем отзывчивость, или заводим друзей. В задании представлены те понятия, которые являются неотъемлемой часть жизни человека.
При объяснении значения слова не пытайтесь воспроизвести словарную статью. Пишите, полагаясь на свой внутренний голос. Пропустите понятие через себя, прочувствуйте то, о чем пишете. Вам нужно не продемонстрировать знание лексического значения слова, а умение понимать смысл общеизвестных понятий морали и нравственности.
Критерии оценивания грамотности
Эти критерии являются общими для задания 1 и 9. При подсчёте ошибок учитываются слова в сочинении и в изложении. Если в сумме за две работы нет 140 слов, то максимум, что вы можете получить – это 5 баллов вместо 10. Если же слов меньше 70, то по критериям грамотности вы ничего не получите. Ниже представлена таблица с соотношением допущенных ошибок и баллов:
Критерий | ГК1 — орфография | ГК2 — пунктуация | ГК3 — грамматика | ГК4 — речь | ФК1 – факты | |||||||||||
Количество ошибок | 0-1 | 2-3 | 4-… | 0-2 | 3-4 | 5-… | 0-1 | 2 | 3-… | 0-2 | 3-4 | 5-… | 0 | 1 | 2-… | |
Балл | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 |
Теперь вы вооружены полностью. Мы желаем вам успешного результата на экзамене. Если остались вопросы, пишите их в комментариях в данной статье. С удовольствием удовлетворим ваши потребности в информации!