Беликов вчера и сегодня (по рассказу «Человек в футляре»)

Беликов вчера и сегодня (по рассказу Сочинения по литературе

Уважаемые читатели Литероведа, сегодня мы предлагаем вам обратиться к творчеству А.П. Чехова и вместе с авторами интернет-журнала поразмышлять над темой «Беликов вчера и сегодня (по рассказу «Человек в футляре»), подумать, есть ли такие личности в наше время, сравнить их с чеховским персонажем.

А.П.Чехов – один из самых известных и любимых классиков русской и мировой литературы, писатель, предметом исследования которого становится внутренний мир человека. В небольших по объему произведениях ему удавалось раскрывать огромные проблемы, стоящие перед обществом во все времена, вскрывать общественные язвы и нарывы, показывать миру их отвратительную сущность. Писатель старался разбудить в душе человека все самые лучшие чувства, иногда спрятанные под толстым слоем равнодушия и эгоизма. В 1898 году в творческой мастерской А.П.Чехова появляются рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», которые составили «маленькую трилогию о любви» и прочно заняли свое место в ряду бессмертных произведений классика. Открывает цикл рассказ «Человек в футляре», главным героем которого является учитель греческого языка гимназии Беликов.

Беликов – личность замечательная, настоящий «человек в футляре». Ему было чуть больше сорока лет, однако выглядел он чуть ли не стариком, был маленьким, скрюченным, сутулился, будто на него давил груз невыносимых забот. Лицо у него тоже было маленькое, бледное, улыбался герой слабой и какой-то кривоватой улыбкой. Было в его образе что-то едва уловимое, что делало Беликова похожим на хорька, которого многие недолюбливают.

Герой выделялся среди всех учителей гимназии своей замкнутостью: был человеком  необщительным, угрюмым, скучным. Беликов боялся всего: шумных мероприятий, активных, неугомонных учеников, общительных коллег. Для него понятны были только «циркуляры и газетные статьи», в которых что-либо запрещалось. В разрешениях же он видел что-то сомнительное, чувствовал какую-то недосказанность и по привычке повторял: «Как бы чего не вышло». Герой напоминал рака-отшельника, который в случае опасности прячется в свою скорлупу, ограждая себя от всего мира, поэтому даже в ясный солнечный день Беликов выходил на работу в теплом ватном пальто, в калошах и с непременным аксессуаром – зонтиком. Все вещи у него были в чехлах: и зонтик, и часы, и даже перочинный ножик, который он использовал, чтобы очинять карандаши. Казалось, даже лицо у Беликова было в чехле, так как он прятал его в постоянно поднятый воротник пальто. Свои глаза герой скрывал за темными очками, уши закладывал ватой, чтобы случайно не услышать ничего лишнего, что могло бы вывести героя из душевного равновесия, лишить его спокойствия.

Девизом его жизни стали слова: «Как бы чего не вышло». Герой любил повторять их в любой ситуации, которая казалась ему неоднозначной. И даже когда молчал, в выражении его лица отчетливо читалось это выражение.

Страх сопровождал Беликова не только вне стен дома: в гимназии, в гостях, на многолюдных и шумных улицах, — но и в его собственном жилище, поэтому  герой превратил и дом в футляр: закрытые ставни, множество задвижек на дверях и окнах, теплый халат и колпак, а также целый ряд всевозможных ограничений и запрещений. Беликов не держал в прислугах женщин, так как боялся, что о нем плохо подумают, будут распускать сплетни. У него был только повар Афанасий, полоумный шестидесятилетний старик, который кое-как умел готовить. Во всем доме героя большего внимания заслуживала спальня Беликова. Это была настолько маленькая комнатка, что по размерам больше походила на ящик. В ней помещалась только кровать с пологом. Спал Беликов, укрывшись одеялом с головой, несмотря на то, что было душно и жарко. Ему слышались какие-то зловещие звуки, вздохи из кухни, скрип ставен, удары ветра в дверь, поэтому он еще больше укутывался одеялом. Герой боялся, что ночью его, спящего, зарежет Афанасий, что в квартиру ворвутся воры. Беликову снились тревожные сны, отчего по утрам в гимназию он шел без настроения, бледный, невыспавшийся.

Рассказывая о нем, Буркин сам удивляется, как такой человек, как Беликов, мог влиять на умных, образованных людей, читающих Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Бокля. Казалось, своей неуверенность, своими страхами он заражал всех окружающих: люди стали бояться писать письма, учить грамоте, помогать нуждающимся, читать книги, громко говорить, знакомиться. Дамы перестали ставить субботние спектакли, священники боялись при нем вкушать скоромную пищу, играть в карты. Живя в обществе, Беликов понимал, что нужно как-то общаться с другими людьми, поддерживать отношения и не находил ничего лучше, как приходить к знакомым и сидеть молча некоторое время. Под этими действиями герой подразумевал «ходить в гости».

Ничто не могло вывести Беликова из его уютного «футляра» и вернуть к реальной жизни. Даже такое светлое и всемогущее чувство, как любовь, оказалось бессильно перед привычкой героя к «футлярной жизни». Когда в городе появились брат и сестра Коваленко, знакомые Беликова решили женить его на Варваре Саввишне. Окружение героя было столь убедительно, что он решил, что каждый человек должен иметь семью, настало и его время создать ячейку общества. Однако все никак не мог решиться наконец сделать этот шаг, объясняя всем, что к такому событию нужно относиться серьезно, поэтому необходимо все взвесить, обдумать, просчитать все риски, определить степень ответственности. Возможно, что свадьба действительно когда-нибудь состоялась бы, если бы не случай, который все расстроил. Беликов увидел, как его невеста катается на велосипеде да еще радуется этому, как ребенок. Для него это было недопустимым поступком, о котором немедленно решил поговорить с ее братом, Михаилом Саввичем. Однако во время разговора Коваленко нагрубил Беликову, а потом и вовсе вытолкал его из своей квартиры. Герой скатился по лестнице и оказался у ног своей невесты и других дам, которые не смогли сдержать смех. Это все настолько выбило Беликова из колеи, что он слег, пролежал в постели целый месяц, так и не найдя в себе силы встать и выйти в люди, а затем умер.

Исчезли ли беликовы со времен писателя или их можно найти и в наши дни? Бесспорно, А.П. Чехов создал бессмертный образ человека, который боится поступать неправильно, сказать не то, что нужно, оказаться в неприятной ситуации, стать посмешищем, что-то перепутать и, наконец, который и вовсе боится жить.

Современные беликовы внешне вовсе не похожи на того Беликова, который был создан писателем А.П. Чеховым. Они не ходят по улицам в жаркий день в теплом пальто с приподнятым воротником, не затыкают уши ватой, не держат свои личные вещи в чехле, однако так же, как и чеховский «человек в футляре» обладают мнительностью, робостью, боязливостью. Они, как и их старший товарищ, боятся всего: им трудно принять решение, они долго раздумывают, переживают «как бы чего не вышло». Современных  беликовых можно встретить и в любой квартире многоэтажного дома, и в скромном сельском домике. Такие люди очень осторожны, редко идут на контакт, боятся впустить даже соседей в свое жилище. Слегка кивнув, они торопятся к себе домой, чтобы, заперев все замки, зашторив окна, оказаться в своем футляре и никак не реагировать на события внешнего мира.

Беликовых можно встретить и на работе. Это тихие, неприметные, скромные сотрудники, которые старательно выполняют свои обязанности, не прекословят вышестоящим, если выпадает возможность угодить начальству, с радостью это делают, однако никак не желают участвовать в жизни коллектива: как бы чего не вышло. Все вокруг обычно жалеют таких молчунов и скромников, пытаются спасти их от одиночества, с кем-то познакомить, женить, выдать замуж, увлечь их интересным разговором, вовсе не подозревая, что беликовым никто не нужен, им вполне комфортно и спокойно в том мире, который они для себя придумали и создали. Они бегут от ответственности, излишнего вмешательства в их внутренний мир и всего того, что может нарушить привычный порядок их жизни.

Такой футляр для современного человека, на наш взгляд, — это своеобразная защита от стресса и различных угроз от внешнего недружелюбного, неспокойного мира.

Таким образом, рассказ «Человек в футляре» А.П. Чехова и наблюдения за современной жизнью доказывают, что беликовы неистребимы. Они жили не только во времена великого писателя и драматурга, но и продолжают жить и  в наши дни. Стоит оглянуться вокруг, присмотреться к окружающим, и можно с легкостью заметить «человека в футляре», найти среди родственников, коллег, соседей.  

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий