Будущее вишнёвого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» перекликается с будущим России в целом.
Последняя пьеса, представленная на театральной сцене в 1904 году, стала итогом творческих размышлений драматурга. И хотя сам автор был недоволен постановкой, считая, что режиссёр неверно трактовал его идеи, премьера была принята с восторгом. Сразу же появилась неоднозначная критика: спорные оценки давались теме пьесы, её идее, образам основных героев. И главное — вопросу, что же ждёт в будущем вишнёвый сад и всё общество в целом. Поэтому разберёмся, почему А.П. Чехов вообще поднимает тему будущего.
Итак, начало XX века характеризуется большими социальными переменами. Более сорока лет проходит со дня отмены крепостного права. Несколько сотен лет всё идёт, как говорится, по накатанной колее: «Мужики при господах, господа при мужиках». Теперь же уклад жизни распадается, а вот перестроиться многие так и не могут. Дворяне страдают от потери крестьян, а сами бывшие крепостные от того, что не привыкают к свободе. И ни те, ни другие не хотят самостоятельно принимать решения. Но так долго продолжаться не может, поэтому-то для драматурга и важно выяснить, а что же будет дальше. Петя Трофимов (один из персонажей пьесы) говорит: «Вся Россия — наш сад». Так, Чехов, используя образ конкретного вишнёвого сада из поместья Раневской, наглядно объясняет, что ждёт всех дальше. То есть сад выступает символом России.
Вообще этот образ очень сложный и неоднозначный. Символизирует он и красоту природы в целом, и ушедшую жизнь, погибающую вместе с вырубленным садом. Это же и центр, объединяющий всех персонажей пьесы. Это не просто родственники, старые знакомые, которые решают обыденные житейские задачи. Чехов представил нам социальный и возрастной срез населения России. И собрал всех, чтобы не только решить вопрос с продажей имения, но и чтобы каждый разобрался в личных проблемах (тут уместно вспомнить про новаторство комедии, про то, что конфликт перенесён внутрь отдельного персонажа).
Владельцами вишнёвого сада являются Раневская и Гаев. Это русские помещики, образованные и умные люди. Вспомним, например, доброту Любови Андреевны, проявленную по отношению к Лопахину, когда он ещё мальчиком пришёл к ней с окровавленным лицом. Или любовь Гаева к сестре и племяннице. Они тонко чувствуют красоту, сентиментальны и богаты духовно. Для них вишнёвый сад олицетворяет юность, беззаботную жизнь. Недаром Раневская сравнивает жизнь в Париже с «тёмной ненастной осенью» и «холодной зимой». И лишь в имении она вновь чувствует счастье. Чехов — мастер детали — не зря начинает действие весной, когда деревья цветут. Эта атмосфера вновь погружает героев в молодость, когда вся жизнь впереди. Сад для брата с сестрой похож на живого человека, поэтому они не соглашаются поделить его на участки и сдать их в аренду. И эта наивность, нежность, романтичность не может не трогать зрителя (кстати, есть и такое определение жанра пьесы, как «лирическая комедия» именно благодаря этим чертам характеров героев).
Но есть и обратная сторона — отсутствие практичности, ответственности, чувства реальности. Они не хотят, да и не могут позаботиться ни о близких, ни о себе. Их не волнует ни судьба Ани и Вари, у которых нет приданого, чтобы устроить судьбу. Ни последние годы преданного слуги Фирса, отдавшего господам все силы и молодость. Какое будущее ждёт этих дворян? Раневская бежит за границу, забирая последние деньги. Гаев устраивается служащим в банк. Их жизнь закончена, а прошлое потеряно безвозвратно. Недаром сад вырубают, а Фирса забывают в старом доме (где он один и погибнет). Будущего у дворянского вишнёвого сада нет.
Новым владельцем имения становится Лопахин. Это разбогатевший купец, который при этом остался «мужик мужиком». Он крепко стоит на ногах, практичен и рационален, но не утратил тонко чувствующей души. Именно он замечает «имение, прекрасней которого нет на свете», а не только возможность нажиться. И видеть, как гибнут бывшие владельцы, он не готов, поэтому искренне предлагает выход из сложившейся ситуации — сдавать имение под дачи. Но также искренне не понимает отказ Раневской и Гаева, считая его странным, нелогичным. И потом, став хозяином сада, также (повторюсь, искренне!) жалеет прежних владельцев, даже просит у Любови Андреевны прощения: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая…»
Однако, получив желаемое, Лопахин не может поверить своему счастью и торжествующе произносит: «За всё могу заплатить!» Его отец и дед были здесь «рабами», а теперь он хозяин всего имения, поэтому воспринимает покупку как награду за долгие годы упорного т руда и лишений. Однако ему не хватает такта, душевной чуткости (за которую он так ценит Раневскую), и он тут же вырубает вишнёвый сад, даже не дожидаясь отъезда хозяев. Новый владелец, за которым стоит настоящее, прекрасно понимает, что он не просто уничтожает плодовые деревья, но рушит весь многовековой уклад жизни, разрубая связывающие хозяев и крепостных оковы. Но и здесь будущее не определено: Лопахин после отъезда Раневской остаётся один, семьи у него нет, с Варей отношения не складываются. Здесь также можно отметить отсутствие такта: с девушкой он не объяснился. То есть деньги не смогли купить ему счастья, любви. А копить ради накопительства — в этом нет смысла (вспомним, к примеру, во что превратился некогда рачительный хозяин Плюшкин — в «прореху на человечестве»). Да и возродят ли дачники новый вишнёвый сад, неизвестно: ведь это не их земля, а лишь взятые в аренду участки, так стоит ли здесь строить новую жизнь?
С вишнёвым садом связаны и жизни Вари, Яши, Дуняши. Какое будущее ждёт их? Варя — девушка здравомыслящая, практичная, но очень приземлённая. Её мир ограничен хозяйством, ключами, экономией. Она настолько не подходит Лопахину, человеку широкой души, что он даже не считает нужным ей что-либо объяснять. На вишнёвый сад в качестве наследницы она претендовать не может, то есть и на будущее тоже. Точнее, её будущее ничем не отличается от настоящего, поэтому она уходит, сняв ключи с пояса и бросив их на пол.
А вот Яша и Дуняша вполне могут устроиться в будущем. Вишнёвый сад для них — лишь средство для осуществления собственных планов. Они к нему не привязаны, поэтому легко сменят место проживания. Малообразованные, эгоистичные, без строгих моральных принципов, они готовы переступить через каждого. Как Яша пренебрежительно относится к матери, так не испытывает он никакого почтения и к другим, более старшим, умным, успешным. Можно предположить, что именно они — Яша и Дуняша — будут спустя всего несколько лет убивать бывших хозяев, громить дворянские усадьбы (речь идёт о революции).
Бездушный Яша противопоставлен преданному Фирсу. Именно старый слуга готов оберегать от всех бед вишнёвый сад, так как считает имение своим домом. Но сил у него нет, защитить хозяев и усадьбу он не может. Фирс погибает вместе с садом. И так уходит безвозвратно целая эпоха — прекрасный и романтичный мир, для которого слова «честь» и «верность» не были пустыми.
Самое радостное будущее у вишнёвого сада в представлении Пети Трофимова и Ани. Вечный студент с воодушевлением говорит: «Я предчувствую счастье…» И хотя он много рассуждает, свою судьбу устроить не может. Поэтому Раневская замечает: «Вы ничего не делаете…» То есть настоящей жизни он не знает, обо всём лишь красиво говорит, да и то его размышления поверхностные. Петя нескладен, некрасив, неуклюж, мелочен. Его называют «недотёпой», «облезлым барином», «смешным уродом». Кроме того, он ни к кому и ни к чему не привязан, не зря же прямо заявляет: «Мы выше любви». Но как без любви строить будущее? Если он не любит конкретный вишнёвый сад, где провёл много времени, как он может любить весь остальной мир?
Однако его речи зажигают юную Аню: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…» Она простая, искренняя, наивная. При этом мечтательная, склонная к идеализму. Но опять-таки её будущее расплывчато, ведь бороться за имение она не собирается. А полностью отрицая прошлое, построить что-то новое нельзя. Как можно идти вперёд, зная, что за спиной раздаётся звук топора?
Так кто же спасёт вишнёвый сад, а точнее — Россию? Ответа на этот вопрос А.П. Чехов не даёт. Но он ясно показывает, что вернуться к прошлому невозможно, поэтому необходимо сохранять в душе всё лучшее, что дали нам предыдущее поколения, и учиться жить по-новому. А спасти вишнёвый сад как символ красоты, доброты могут только люди, которые способны ценить его и бороться за него.