В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» автором ставится непростой вопрос: Чацкий-победитель или побежденный? Кто-то считает, что героя, несомненно, можно назвать победителем, а кто-то утверждает, что Чацкий не смог сломить невежество, глупость, лицемерие, фальшь, низкопоклонство фамусовского общества и побежденный уезжает из Москвы. Попытаемся и мы разобраться в этом непростом вопросе.
Александр Андреевич Чацкий – герой нового типа, человек со свежими взглядами и планами, ясно и четко понимающий необходимость и важность перемен в общественной жизни. Возвратившись на родину из многолетнего путешествия, он спешит в дом к богатому и знатному московскому чиновнику Павлу Афанасьевичу Фамусову, давнему знакомому своего покойного отца, и сталкивается с московским обществом, вовсе не изменившимся во время его отсутствия.
Фамусовское общество – это типичные консерваторы, крепко держащиеся за старые порядки, среди них процветает кумовство, протекция, взяточничество, карьеризм, низкопоклонство. В этом обществе свято дорожат дворянством и надежно охраняют крепостнические идеалы, придерживаются иерархических отношений. В круг избранных редко может попасть «безродный» человек, а если и вдруг окажется чужой, то ему придется угождать, прислуживать, лицемерить, притворяться. Не раз автор подчеркивает жестокое отношение представителей фамусовского общества к крепостным крестьянам, которых всячески угнетают, унижают, ставят в один ряд с собаками, считают что-то вроде игрушек. Главной ценностью московского света является «золотой мешок», а высокие душевные качества, ум, знания становятся источником «горя». Дворяне считают службу способом добыть высокие чины, получать награжденья и весело пожить. В фамусовском обществе умным человеком считается только тот, кто смог получить титул, выгодно жениться или выйти замуж, кто владеет большим количеством крепостных душ.
Александр Чацкий – молодой дворянин с совершенно иными взглядами на службу, крепостное право, знания, ум, материальные и нравственные ценности, будущее своей родины. Как человек чести, он противопоставляет высокое служение делу, общественному благу, прислуживанию богатым и влиятельным лицам. Чацкий высмеивает поверхностное образование и примитивное воспитание, которое, следуя моде, в дворянских семьях доверяют иностранцам-гувернерам, и выступает за отношение к человеку не по количеству крепостных душ, а по нравственным качествам. Он уважает историю своей страны, национальную культуру, язык и призывает отказаться от рабского подражанья всему иностранному, чужеземному. В любви, женитьбе он не ищет никакой выгоды, ставит чувства превыше всего.
Как мы видим, взгляды Чацкого резко противопоставлены взглядам фамусовского общества. Именно на этом строится конфликт произведения. Читатель понимает, что столкновение прогрессивно настроенного героя с консервативным московским обществом неизбежно. Как человек с волевым характером, цельный в своих чувствах и переживаниях, Чацкий бесстрашно обрушивается на представителей века минувшего, вступает с ними в неравную борьбу. Он открыто обвиняет собравшееся у Фамусова общество в чинопочитании, низкопоклонстве, лжи и лицемерии, угодничестве и подхалимстве, нравственном убожестве, поклонении богатству. В обществе закоснелых крепостников любых свежих мыслей и взглядов боятся, как страшной чумы, поэтому Чацкого не только не понимают и осмеивают, но и объявляют сумасшедшим. Герой вынужден бежать из Москвы, в которой «дома новы, а предрассудки стары».
Кажется, что Чацкий уезжает из города как побежденный, однако полностью с этим нельзя согласиться. Чацкий – настоящий боец, он не побоялся один выступить против целого общества, сильного и коварного врага. Несмотря на то, что его объявили сумасшедшим, несмотря на то, что он лишился любви Софьи и разочаровался в московском обществе, герой не отрекся от своих взглядов, остался до конца верен своим идеалам: глубокой гражданственности, истинному патриотизму и порядочности. Чацкий уезжает из Москвы, чтобы набраться новых сил и, вернувшись, нанести сокрушительный удар по фамусовскому обществу. И пусть герой произведения пока одинок, однако наступит время, когда вокруг него соберутся единомышленники, умные, прогрессивно настроенные люди. Борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» не может длиться вечно, рано или поздно она закончится победой нового, крушением старых устоев.
Автор намеренно оставляет финал произведения открытым, давая право читателю самому решить, кто же Чацкий на самом деле: победитель или побежденный. Сам А.С. Грибоедов симпатизировал герою, разделял его убеждения, поэтому вкладывал в его уста многое из того, что могли сказать декабристы. Однако он не скрывает и его слабых сторон, которые заключаются в пафосности высказываний Чацкого, в его излишней романтичности и оторванности от реальности.