Человеческая душа в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Человеческая душа в романе «Герой нашего времени» Сочинения по литературе

В своем лирико-психологическом произведении «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов  в образе Печорина Григория Александровича показал портрет настоящего человека, своего современника, с его противоречивым внутренним миром, с достоинствами и недостатками, каким встречал его автор довольно часто. Писатель был человеком очень наблюдательным, он еще с детства научился разбираться в людях, и поэтому героев своих произведений  он характеризовал  точно и достоверно.

Особенная черта этого произведения в том, что жизнь героя изображается как история одной человеческой души. Судьба главного героя ассоциируется с судьбой всего своего поколения, думая о своей жизни, он замечает в ней много общего с другими молодыми людьми. Он говорит о том, что они не способны на жертвы ни для счастья человечества, ни для своего счастья, так как понимают его невозможность и остаются пребывать в сомнениях.

Автор говорит, что Печорин – это собирательный образ молодежи его эпохи, хотя большинство современников и литературные критики считают, что образ Печорина олицетворяет самого писателя.

Во всех событиях, происходящих в романе, Лермонтов обнажает и раскрывает последовательно историю души человеческой – души главного героя. Он показывает ее во взаимоотношениях с душами других людей: Максима Максимовича, Белы, Грушницкого, Веры, княжны Лиговской и иных персонажей, встречающихся  в произведении, то есть это взаимоотношения с приятелями, сослуживцами, женщинами и просто с окружением.

Печорин  Григорий Александрович – молодой человек, в возрасте  23-30 лет, в отличной форме, сильный,  выносливый. Его манеры и внешность указывали на его благородное происхождение. Походка его была ленивой и небрежной.

Печорин имел привлекательную внешность, легко нравился  женщинам. Он имел белокурые волосы, нежную кожу, черные брови и усы. Удивительные глаза его всегда были грустными, даже когда он смеялся или улыбался. Герой привык сдерживать свои эмоции, легко переносил встречи и прощания.

Жил и воспитывался Печорин в Петербурге, рано стал бывать в свете. Наблюдая за членами петербургского общества, он научился владеть собой, манипуляции людьми, но манипулировать Печориным никому не удавалось.

Печорин – натура противоречивая. Он наделен и хорошими, и плохими качествами. Он хорошо образован, умен, храбр. Но есть в нем и такие качества как эгоизм, себялюбие, порочность, безответственность за судьбы других людей. Всем людям, встречающимся в его жизни, он приносит огорчение, неприятности, отчаяние и, в конце концов, смерть.

Главный герой является причиной несчастий многих поддерживающих с ним отношения окружающих: на дуэли он убивает Грушницкого,  похищает Бэлу, насмехается над чувствами молодой княжны Мери Лиговской, заключает пари с Вуличем, тем способствуя его смерти, отвергает все высокие человеческие чувства.

Печорин – фигура загадочная и яркая, все обращают на него внимание, но при общении и отношениях с ним, почти любого человека ожидают неприятности и даже смерть. Его невозможно забыть, у всех складываются от встречи с ним разные мнения и чувства.

 Огорчение его сдержанностью и сожаление о нем возникло у Максима Максимовича, с которым Печорин прослужил длительное время в одной крепости, при расставании с ним и при встрече. Чувство безответной любви Бэлы, когда он быстро охладел к ней, тяготило юную горянку до самой ее смерти от рук разбойника Казбича. Ненависть, которую чувствовал к нему Казбич.  Ревность Грушницкого, ставшая причиной дуэли со смертельным исходом, унесшей жизнь Грушницкого. Чувство глубокого унижения  было у княжны Мери Лиговской, когда она узнала, что Печорин ее не любит.

Есть и положительные качества у Печорина. Он любит первозданную природу: любуется красивым закатом, горами Кавказа, он думает о том, что природа прекрасна.

Печорин по-настоящему любит замужнюю женщину Веру, которая не может стать его, потому что боится осуждения в свете. Он готов следовать за нею, куда угодно, загоняет до смерти свою лошадь. Вера едет с мужем на лечение и через время умирает.

Как считал Лермонтов, по внешности, нельзя разглядеть душу человека, она открывается только во взаимоотношениях с другими людьми.

 Если рассмотреть отношения Печорин – Максим Максимович, можно сказать, что эти люди абсолютно разные. Максим Максимович – пожилой штабс-капитан, наверное, он единственный получает положительную характеристику автора в романе. Он один наделен высокими человеческими качествами. Этот человек бескорыстный, добрый, мудрый, великодушный.

В молодом Печорине его огорчают многие качества: непостоянство, ветреность по отношению к Бэле, безразличие к себе самому, эгоизм. Максиму Максимовичу жалко Бэлу, когда она расстраивается, что ее господин ее разлюбил, штабс-капитан ее утешает и пытается поговорить с Печориным. А Печорин отвечает, что она ему уже надоела, наскучила. Очень быстро чувства охладели. Хотя, когда Бэла умирает, Печорин раскаивается и искренне скорбит по потере своей возлюбленной.

Порывы души человека движут его поступками. Поступки человека влияют на отношения между людьми. У Печорина со многими персонажами романа, так как он фигура примечательная, складывались различные отношения.

Отношения Печорина и Вулича, показывают, насколько глубоко каждый из них верит в судьбу и является фаталистом. Вулич готов победить злой рок ценой собственной жизни, что вскоре и случилось. Печорин стремиться играть с судьбой, чтобы выиграть или погибнуть.

В отношениях Печорина и Мери хорошо раскрываются их душевные пороки: У  Печорина здесь задето самолюбие и стремление завладеть душою объекта своего внимания. У Мери ярко выражено высокомерие, ее чувство превосходства над всеми, она получает удар по самолюбию,  потому что Печорин после смелого любовного признания княжны  отвергает чувства девушки.

Очень похожи между собой доктор Вернер и Печорин, у них много общего. Оба они уставшие от жизни люди, обладают прозорливостью и умом, но люди равнодушные. Хотя призвание доктора – помогать людям, сострадать им, облегчать состояние пациентов, поддерживать их, быть гуманным. Так что можно здесь даже сказать, что Печорин чище и  добрее доктора.

Мысли и поступки Печорина жестокие и эгоистичные. Он нарочито холоден при встрече с Максимом Максимовичем после продолжительной разлуки, не разделяет его восторг.

На Печорина обижены женщины, имевшие с ним отношения, за его иронию и равнодушие к ним. Он совершенно не любит, а лишь играет чувствами  Мери, поэтому она говорит, что Печорин “хуже убийцы».

 Его рассуждения о любви и дружбе циничны и пошлы. О любви он говорит, что женщины кого не знают, того и любят. О дружбе, Печорин говорит, что в дружбе всегда один является рабом другого. Счастье – это насыщенная гордость.

Этим своим отношением  Печорин принес страдания всем, с кем встречался. Он пытается найти, но не находит в жизни себе достойного применения, не видит своего предназначения.

Автор наблюдает за душевными переживаниями своего современника в романе. Он наделил Печорина тяжелой судьбой, наполненной мечтаниями, стремлениями, любовными мучениями, поиском иных ощущений.

Автор на суд читателей представляет печоринский монолог с его откровенными доводами, выводами, оправданиями, выводами, нахождением и исправлением ошибок; монолог отличается искренностью, открытостью,  пониманием. В словах Печорина иногда слышны нотки непонимания, ожесточения, иногда прослеживается боль от бессилия и безысходности.

Григорий постоянно чувствует душевное одиночество, и поэтому он уязвим.  Он пытается спастись от нравственных пороков забавами и местью, настойчиво жаждет развязки событий. Дорогу к спасению герой находит тогда, когда у него возникает страстное, сильное чувство любви к Вере. Григорий изливает ей свою душу, выполняет ее просьбу: он не женится на княжне Лиговской.

Печорин – обаятельная личность, он блистает остроумием, может видеть  себя со стороны. Он цельная натура с сильным характером, Печорин сам старается вершить свою судьбу. Он может смело продвигаться вперед, навстречу неизвестности, не ведая, что ожидает его там.


Этот человек самобытен и уникален, но жизнь Печорина – это путь без цели, дорога в никуда. В этом трагизм лермонтовского романа. Печорину не на что было направлять его богатые духовные возможности, так же, как и многим молодым людям, жившим в то время. Социальные и психологические устои эпохи, которые требуют беспрекословного подчинения  обычаям, законам существующей морали, традициям, а также послушания; они не дают возможности для  простора, широты их деятельности и понимания истинного смысла жизни такой личности как Печорин.


Поэтому по жизни Печорина сопровождают скептицизм и разочарование, типичные черты той эпохи.

Исходя из этого можно сказать, что «героя их времени» автор наделил всеми отрицательными чертами того период. И в том, что натура молодежи становится настолько порочной, виноваты не, сколько молодые люди, сколько общество, отношения в нем, его традиции, законы, моральные устои.

 Тема человеческой души в  книге «Герой нашего времени» является ключевой темой романа.  Автор с большим вниманием относится к ней, раскрывает душевные терзания и переживания героев, что приводит к  созданию нового лирико-психологического романа в русской классике.

Поделиться с друзьями
Админ

Программист и создатель всех онлайн сервисов на нашем сайте. Выпускник Московского государственного открытого университета, факультет Прикладной Математики и Информатики. Специальность по диплому «Математик-программист»

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий