После прочтения бессмертного произведения А.С. Пушкина всегда возникает вопрос «Что легло в основу романа «Дубровский»? Этот вопрос можно рассмотреть с двух сторон: что подтолкнуло автора к созданию сюжета, и какую мысль он заложил в основу своего романа.
Основой для создания произведения является реальная история, произошедшая с одним недостаточно состоятельным белорусским дворянином по фамилии Островский, который судился со своим соседом за землю. Об этом случае Александру Сергеевичу рассказал его близкий приятель – русский меценат и коллекционер Павел Воинович Нащокин. Он повстречал в остроге господина Островского, который в результате судебного процесса был выселен из собственного имения и, оставшись на улице со своими преданными крепостными, стал грабить богатых людей, несправедливо сколотивших свое состояние.
Островскому принадлежало небольшое село в Минской губернии, однако все документы на него сгорели во время Великой Отечественной войны. Богатый и влиятельный сосед, узнав об этом, сразу же воспользовался ситуацией и благодаря своим связям отнял землю и дом у обедневшего дворянина. Крестьяне устроили бунт, отказавшись служить новому господину, и предпочли заняться разбоем, последовав за прежним хозяином. Они считали, что таким образом борются с общественной несправедливостью. Островский грабил богатых до тех пор, пока не был пойман и арестован. Ему удалось бежать из-под стражи, но прежде он успел поведать свою историю П.В. Нащокину, который, в свою очередь, передал ее великому русскому поэту, увековечившему судьбу Островского.
К этому рассказу Пушкин добавил известную ему информацию о подобных делах нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Мартынова. Поручик Мартынов тоже лишился своих владений из-за хитрого и подлого соседа полковника Крюкова, а промелькнувшая в похожих архивах фамилия Дубровский была созвучна с фамилией Островский, поэтому выбор писателя пал именно на нее. В романе многое взято из реального первоисточника, но в то же время большая часть сюжета принадлежит перу Пушкина. В действительности у прототипа Владимира Дубровского не было отца, также ничего не известно о трагической любовной истории, а значит и у Маши Троеуровой прообраза тоже нет. А ведь эти персонажи не только развивают сюжет, но и делают весомый вклад в общую идею романа. Образ Андрея Гавриловича Дубровского является воплощением чести, достоинства и благородства, а Маша представляет собой образец преданности. Она выполняет свой долг даже тогда, когда дело касается ее истинных чувств.