Чудовищная нелепица войны в изображении М. Шолохова (по роману «Тихий Дон»)

Чудовищная нелепица войны в изображении М. Шолохова (по роману «Тихий Дон») Сочинения по литературе

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Чудовищная нелепица войны в изображении М. Шолохова (по роману «Тихий Дон»), в котором раскрывается мысль о бессмысленности и бесчеловечности войны, показана ее разъединяющая сила.

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» рассказывает о судьбе донского казачества в переломный для России момент. Автор соединяет частные истории с историей большой страны. Нельзя сказать, что судьба семьи Мелеховых изображается на фоне великих исторических событий. Она сама является частью истории. Из таких мелких частиц и складывается большая история.

Основной идеей произведения является противопоставление жизни донских казаков античеловечности войны, которая является одной из причин распада старого жизненного уклада. Война приносит в мирный быт разруху и запустение.  Эта мысль прослеживается в эпиграфе, который раскрывает тему и идею произведения. В старинных казачьих песнях показана земля, распаханная лошадиными копытами, усеянная порубленными головами, украшенная молодыми вдовами. Безрадостная, трагичная картина. Отрицательный параллелизм использован для того, чтобы подчеркнуть неправильность, противоестественность войны.

Дата «март 1914 года» отделит мирные страницы от военных. Казаки были в поле, занимались привычным мирным трудом, когда верховой принес страшную весть. Пугающие слухи поползли по хуторам.

Главный герой произведения Григорий Мелехов является тем персонажем, чьими глазами читатель видит происходящее. Мелехов становится участником двух войн: Первой мировой и Гражданской. С отбытием Григория на военную службу в повествовании появляется оттенок трагического, который не исчезнет уже до конца произведения.

Казаки считали военную службу обязанностью. Так Григорий отправляется на военную службу, не задумываясь, кому это нужно. Так делали отцы и деды, он считал это своим долгом. Он воюет храбро, отважно, за что получает награду и звание. Отец может гордиться сыном.

Первая мировая война поразила его своей жестокостью. Григорий привык трудиться, заниматься сельским хозяйством, убийство противно его натуре. Происходящее Шолохов называет безумием, которое охватило всех находящихся на поле боя. Словно под гипнозом люди участвовали в этом страшном жестоком действе.

Это безумие захватило и Григория. Во время боя Григорий убивает выстрелившего в него солдата вражеской армии. Позже он убивает безоружного австрийца. В произведении Шолохова поражает та реалистичность, с которой он описывает картины войны. Половинки рассеченного шашкой черепа «глухо стукнули о камень мостовой». Григория замутило, какая-то тяжесть навалилась на него. Он слез с коня, подошел к убитому, посмотрел ему в лицо. Потом, «спотыкаясь», путано-тяжким шагом пошел к коню. На плечи давил непосильный груз, «гнусь и недоумение комкали душу». Он долго не мог найти в себе сил, чтобы сесть на коня.

Пройдя через военный ад, герой не научился хладнокровно убивать людей, он убеждается в бессмысленности бойни. Душевные страдания оставили след в душе героя и на его лице. Наискось через лоб легла «борозда», отражая происходящее внутри. Он говорит брату о своих переживаниях: «Я, Петро, уморился душой». Его мучает совесть за убитых им людей.

Со временем черствеет душа Григория, он уже не считает количество убитых, его душа словно пропиталась болью. «Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым — четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил». И все же в глубине души сожаления, муки совести остаются. Шолохов подчеркивает человечность характера Мелехова, которую он впитал с молоком матери. Я думаю, Григорий не был исключением. Многие люди чувствовали нелепицу войны, ее бессмысленность, ненужность.

Шолохов лишает действия человека на войне героического ореола. В его изображении мы видим людей, объятых «животным ужасом». Они «натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей». Вспоминая роман Толстого, мы думаем о подвигах Тушина, Пети Ростова, Андрея Болконского. Произведение Шолохова не оставляет таких воспоминаний. Здесь кровь, боль, страх, душевные мучения, безнравственность.

Автору неинтересны батальные сцены, его волнует проблема того, что война делает с человеком. Сознание Григория выхватывает отдельные фрагменты из общей картины. Вот упал конь, с него слетел Прохор. Скакавшие за ним кони затоптали казака, захлебнувшегося нечеловеческим криком. В душе героя неосознанно, спонтанно возникает протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.

Война лишает Григория опоры. Она выбивает почву из-под ног, привычный образ жизни уходит в небытие. Это касается не только Григория. Эти слова относятся ко всем героям романа: «перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе горе, посеянное войной». Офицер-артиллерист, которого Григорий встретил на постое в одной из изб, называет войну бессмыслицей. Он считает, что тех, кто начинает войну, нужно свести один на один: «И пускай бы, как Давид с Голиафом, бились: чей верх, того и власть». Шолохов повторяет мысль, высказанную Толстым в Севастопольских рассказах.

Людям по большей части все равно, кто стоит у власти. Народ не хочет воевать, он хочет мирно трудиться. Григорий и сам видел это недовольство войной среди солдат, которым не нужны чины и награды. Крестьяне рассуждают просто с житейской точки зрения: пусть «верховоды» воюют, «а у нас хлеба неубратые».

Не принимает войну и Евгений Листницкий, выходец из дворянского сословия. У него свои причины. Он говорит о том, что среди офицеров нет подлинного патриотизма, «это не дворянство, а сброд».

Диалоги героев предсказывают потрясения, к которым в будущем приведет война. Страшное предсказание вспоминает Максимка Грязнов. Он слышал его от столетней старухи. Она говорила, что опутают землю проволокой, по небу железные птицы полетят, пойдет брат на брата. Грязнов рассуждает, что первые два предсказания уже сбылись, третье не за горами.

Заканчивается второй том, рассказывающий об империалистической войне жизнеутверждающей картиной. Самка стрепета отложила яйца и села, согревая их «теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом». Автор противопоставляет человеческой жестокости животворящую силу природы.

Бунчук утверждает, что большевики не хотят войны. Была бы их власть, уже давно бы установился мир. И словно противореча сам себе, герой убивает своего, русского, превращая «войну империалистическую в войну гражданскую». Сбылось третье предсказание старухи. «На кровь – кровью. Кто кого… Понял?»- рассуждает Бунчук. Он считает, что «таких, как Калмыков», нужно убивать. Стрелять нужно и тех, кто им сочувствует. Таких же взглядов придерживается Мишка Кошевой. Шолохов не поддерживает этих персонажей.

Григорий Мелехов признается: «Я говорю… что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться…». Революция разделила людей на два больших лагеря. Мелехов воюет то на стороне белых, то на стороне красных. У тех и у других он видит бесчеловечность, поэтому приходит к такому выводу: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет…». В этом видится что-то из животного мира, чуждое человеку.

Война не несет людям истину, не меняет жизнь к лучшему. Она разрушает судьбы людей и стран, разъединяет близких. В произведении изображается, как члены одной семьи воюют друг против друга. Михаил Кошевой встал на сторону большевиков, а его шурин Пётр Мелехов принадлежит Белому движению. Кошевой расстреливает Петра и, не чувствуя своей вины, он спокойно смотрит в глаза его матери, живет с его сестрой Дуней. Война опасна тем, что полностью меняет мировоззрение человека, заставляет забыть о том, что главное место в жизни занимают семья и близкие, которых нельзя предавать ни при каких обстоятельствах.

Чудовищная нелепица войны не щадит и гражданское население. Мелеховы получают известие о том, что Григорий погиб.  Какими словами передать горе родителей? Известие оказалось ложным, но сколько седых волос оно добавило. Война разрушает любовь Григория и Аксиньи, героиня погибает от вражеской пули. Война, хоть и не напрямую, но является причиной смерти родных Мелехова: отца, матери, брата, Дарьи.

Гражданская война сталкивает между собой соседей, друзей, братьев. Дружеские и родственные отношения теряют свое значение. Политические убеждения становятся более значимыми, чем семейные связи, дружба и любовь. Люди начинают думать, что убить родственника, имеющего противоположные взгляды, правильно. Человек «подешевел», убить его намного проще, чем вшу. Это ли не чудовищная нелепость?

Военные страницы произведения Шолохова подчеркивают жестокость, беспощадность, бессмысленность и ненужность военных действий. Уроки «Тихого Дона» заставляют задуматься о нравственности, жизненных ценностях.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий