Цвета в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Цвета в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский) Сочинения по литературе

Фёдор Михайлович Достоевский во многих своих произведениях использует цветовую символику, не обошёл этот принцип и роман «Преступление и наказание». Такие детали, как доминирующие цвета в окружающей обстановке позволяют читателю понять душевное состояние персонажей. Преобладающий цвет в романе – жёлтый. Это символ болезни, душевного недуга, нравственного страдания и угнетения, больные люди сразу становятся заметны своим нездоровым желтоватым оттенком лица. 

Жёлтый цвет используется писателем при описании внешности героев и интерьера в их домах: жёлтый билет Сони, пожелтевшая кофта Алёны Ивановны, жёлтый камень на перстне Лужина, жёлтый диван, два жёлтых кусочка сахара, жёлтый стакан, жёлтая вода. Обои в каморке Раскольникова, комнате Сони и старухи-процентщицы, в кабинете Порфирия Петровича – тоже жёлтые. Даже когда Свидригайлов снял обыкновенный номер в гостинице, там тоже оказались обои жёлтого цвета. У Алёны Ивановны в квартире не только обои были жёлтыми, а ещё мебель и картины. Цвет не солнечный, а грязный, словно прошлогодний песок, поэтому радостного настроения не образует, а только угнетает.

У Раскольникова исхудалое бледно-жёлтое лицо, у Сони Мармеладовой желтоватое лицо с лихорадочными глазами, жёлтое от постоянного пьянства лицо у её отца, у Порфирия Петровича тоже тёмно-жёлтый цвет лица, даже у женщины, лишившей себя жизни, тоже заметен жёлтый оттенок на осунувшихся щеках. В бледности и желтизне заключается основная характеристика внешности героев романа.

При описании душевного состояния своих персонажей Ф.М. Достоевский часто использует слово «жёлчный» в значении злости и отчаяния бессильного человека. Раскольников проснулся в жёлтенькой комнате, а само его состояние было жёлчным. Он жёлчно улыбался в своей каморке. Подобная обстановка сводит с ума главного героя, становится причиной зарождения его теории, разделяющей людей на высшую расу и низший сорт.

В столь частом использовании данного цвета заключается горькая ирония Ф.М. Достоевского, грязно-жёлтый цвет символизирует вынужденно приглушённое жизнелюбие. Писатель показывает, что его персонажи одинокие и потерянные в жизненном круговороте, они раздавлены бедностью и несправедливостью, окружающей их повсюду. Этот цвет везде преследует Раскольникова и делает его существование невыносимым, угнетающая действительность больше ему не под силу, он чувствует необходимость что-то менять. 

Кроме жёлтого в романе присутствуют ещё и другие цвета, тоже выполняющие немаловажную роль. Следующим по частоте употребления автором цветом является красный во всей палитре своих оттенков: от розового до насыщенно багряного. Появляется он в сцене убийства Алёны Ивановны – кровавые лужи, красный гарнитур, сундук, обитый красным сафьяном, закат яркого красного солнца. Ранее Родион заложил старухе-процентщице золотое колечко с тремя красными драгоценными камнями. Этот цвет символизирует действия, Раскольников, наконец, решился воплотить в жизнь свою теорию. Таким образом, изображается ужасающая кровавая картина. Ф.М. Достоевский специально останавливает внимание читателя на моменте, когда главный герой вытирает руки от крови об заячью шубку, крытую красным гарнитуром. Он делает это для того, чтобы было меньше заметно следы убийства. Это символизирует то, что в жестоком мире преступление оказывается безнаказанным, оно просто становится частью обычных будних дней. Красный цвет здесь символизирует гнев и бесчеловечность, основное его проявление – это кровь невинного человека.

В одном из первых снов, Раскольников встретился с пьяными мужиками, одетыми в красные рубахи. Они бессердечно добивали лошадёнку с иступлённой гримасой на раскрасневшемся лице. С ними рядом находилась женщина, которая по стечению обстоятельств тоже была одета в красный наряд.

Различные оттенки красного скрыты автором и в самих именах персонажей: Родион в переводе с греческого означает розовый, а Порфирий – багряный. Порфира – пурпурная мантия монарха, что очень символично, потому что судьба главного героя окажется именно в руках Порфирия Петровича. Цвет, заложенный в имени Раскольникова, означает то, что студент ещё не полностью поддался порокам, у него на счету есть и хорошие поступки: он помог Мармеладову, отдав последнее, спас девочку на бульваре. Но эти качества были заглушены другими наиболее значительными цветами.

Часто в романе «Преступление и наказание» встречается и мрачные серые оттенки. Слова «серый» и «серость» имеют один корень. Такой цвет символизирует человека, влачащего своё жалко существование. Серую одежду купил Разумихин для Раскольникова, а бывший студент не причислял себя к «тварям дрожащим», поэтому отказался не только носить её, но и даже примерить. Серые люди никчёмны, они не способны проявить себя или реализовать, главный герой не считал себя таковым, к их числу относился Пётр Петрович Лужин. Он почтенный человек, но душа его ничтожна и безлика. Ф.М. Достоевский наградил этого персонажа говорящей фамилией, произошедшей от слова «лужа», которая сама по себе ничего не значит.

Весь Петербург изображён в романе с использованием тёмных и мрачных оттенков. Действие происходит в самой бедной части города, здесь сырая и гнетущая атмосфера, на каждом углу находятся распивочные. Вокруг сплошная грязь, узкие тёмные лестницы, мусор и вонь. Раскольников живёт в тёмной комнатке, бродит по мрачному городу и заходит в грязные мерзкие распивочные. Его тёмные мысли гармонично вписываются в окружающую обстановку. По такому описанию Петербурга становится понятно, что только психически нездоровый человек может жить подобным образом, а значит всё общество неизлечимо больно.  

В противовес серости и темноте в романе присутствует синий цвет, символизирующий чистоту и духовность. У Сони Мармеладовой голубые глаза, также в её доме есть синяя скатерть, ассоциирующаяся с бездонным небом, пророчащим покой и умиротворение. Именно чистая душа Сони даст возможность осознать Раскольникову свои грехи и стать на путь их искупления.

Употребление и намеренное повторение цветов в романе «Преступление и наказание» не случайно. Их символическое значение используется не только для изображения душевных переживаний героев, но и для лучшего восприятия произведения в целом. Употребление определённых цветов выполняет функцию раскрытия содержания произведения в полном объёме. Цветовой фон романа полностью соответствует его философской идее.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий