Уважаемые читатели нашего интернет-журнала, предлагаем вам сочинение на тему «Детство Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов», в котором расскажем о детских годах главного героя и определим их роль в формировании и развитии его характера.
Детство – самая прекрасная, яркая, незабываемая пора жизни любого человека. Это время наполнено радостью первых открытий, знакомства с окружающим миром, раскрашено нежными красками всеобщей любви. Детство играет огромную роль в жизни, так как именно в детстве закладывается фундамент личности, прививаются и формируются основные нравственные ценности. Чтобы объяснить характер и поступки героев, многие рассказывают об их детских годах.
В романе «Обломов» главным героем является Илья Ильич Обломов – молодой тридцатитрехлетний барин. Несколько лет назад он переехал в Петербург, чтобы устроиться на службу и сделать блестящую карьеру, однако в департаменте продержался он всего три года, а потом вышел в отставку. С тех пор любимым времяпрепровождением Ильи Ильича стало лежание на широком диване и ничегонеделание. Молодого человека не привлекали ни светские мероприятия, ни встречи с друзьями, ни общение с девушками. Чем больше читатель узнает о главном герое, тем больше задается вопросом, почему Илья Ильич стал таким апатичным, ленивым человеком. Как так получилось, что он сросся со своим диваном, а халат превратился в его вторую кожу?
Ответ на эти вопросы дает сон Обломова, в котором мы видим его сначала семилетним мальчиком, розовощеким, радостным, изнеженным и излюбленным всеми, кто его окружал: родителями, няньками, мамками, крепостными крестьянами. Мальчик жил в имении родителей – Обломовке, тихом, уютном, райском местечке, расположенном вдали от шумного города и больших дорог. Он был единственным сыном в семье, поэтому его все любили, баловали, опекали. С утра няня натягивала на ноги барчонку чулочки, мать целовала сыночка, смотрела, не мутны ли у него глаза, спрашивала у няни, как спал ее Илюша, а за матушкой уже вся свита дома осыпала его ласками и похвалами.
Мальчик был очень резвым, любознательным ребенком. Ему было интересно наблюдать за всем происходящим вокруг. Каждое утро, как в первый раз, он обегал вокруг родительского дома, осматривал запущенный сад; ворота, над которыми деревянная кровля с росшим на ней зеленым мхом, давно уже села; шатающееся крыльцо, различные пристройки. Маленькому Обломову хотелось и побывать на висячей галерее, и взобраться по крутым ступеням на сеновал, на голубятню, однако все его намерения тотчас пресекались няней. Часто он задавал вопросы о различных явлениях природы, а взрослые отвечали ему согласно своим представлениям о них. Он слушал перед сном сказки о молочных реках и кисельных берегах, о Милитрисе Кирбитьевне и добрых молодцах, о той стороне, где целыми днями ничего не делают, а только веселятся и гуляют. Живое, богатое воображение рисовало удивительные картины, населялось странными сказочными призраками. Мир вокруг имения рисовался страшным и пугающим, и только в Обломовке жилось спокойно и счастливо, поэтому и мечтает уже взрослый Илья Ильич вернуться туда, где он был беззаботен и любим.
Целыми днями любознательный Илюша наблюдает за тем, что происходит вокруг него. Он видит, что жизнь в Обломовке течет по своим правилам, здесь царит атмосфера спокойствия и размеренности. Никто никуда не спешит, ни о чем, кроме трапезы, не заботится, не смущает свой ум туманными нравственными вопросами, поэтому все имеют здоровый и цветущий вид и сорокалетние мужчины выглядят юношами. К труду относились, как к тяжкому наказанию, и если была возможность, то избавлялись от этого «наказания», считая, что так и должно быть. Ни одна даже самая мелкая деталь не ускользает от пытливого взора Илюши, зорко наблюдает мальчик за тем, чем заняты взрослые, все запоминает и уже «бессознательно чертит программу своей жизни». Он видит, что отец его, Илья Иванович, в большей степени только обдумывает планы, а не воплощает их в жизнь, поэтому и галерея десятилетиями не ремонтируется, крыльцо шатается, а двери скрипят. День-деньской старший Обломов ходил из угла в угол, курил трубку и сморкался, а матушка переходила от чая к кофе, от кофе к чаю. Взрослые в Обломовке подчиняются культу еды и сна. После обеда все погружается в сон и тишину, только один Илюша бодрствует, но может, тогда уже его детский ум решил, что так, а не иначе следует жить на свете, и постепенно мальчик перенимает семейные ценности.
Потом Илья Ильич видит себя во сне уже тринадцати или четырнадцатилетним подростком, и он уже учится в частном пансионате немца Ивана Богдановича Штольца. Родители Обломова понимали, что сын должен учиться, ибо звания и чины в современном для них мире достаются только благодаря знаниям, а старым дельцам, которые привыкли добиваться различных привилегий другими путями, приходилось очень туго. Обломовы понимали внешнюю выгоду знаний, мечтали о блестящем будущем для своего чада, а о внутренней потребности учения они не имели даже смутных представлений. Илья Иванович изредка брал в руки какую-либо книгу, совершенно неважно какую, чтобы почитать, однако в чтении не видел большой потребности, считал это дело роскошью, а на книги смотрел как на вещи для развлечения. Илья Ильич ездил в пансионат с неохотой, и уже в понедельник, когда наступало время уезжать, на него нападала страшная тоска. Однако он часто пропускал учебу по целым неделям, чему был несказанно рад. Родители выискивали причины, чтобы удержать любимого сына дома: то это были праздники, то холод, то жара, а то и нездоровый вид Илюши. Мальчик рос, и уже стал подростком, однако чулки надевал ему уже Захар, потом натягивал куртку, расчесывал волосы, напоминал о необходимости умываться. Все, что нужно было мальчику, тотчас все исполнялось крепостными. Иногда появлялось у Обломова желание все переделать самому, однако со временем понял, что гораздо лучше, если твои желания исполняет кто-то другой, поэтому и сам выучился раздавать указания.
В романе описание детства Обломова является тем ключом, который позволяет лучше понять и характер героя, и его психологию. На примере главного героя писатель показал, что излишняя опека и всяческое потакание могут погубить живой ум, яркий талант и превратить любознательного ребенка в совершенно аморфное существо. Поэтому тысячи раз прав Андрей Штольц, который сказал о своем друге Обломове: «Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить».