Психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», написанный автором в период с 1838 по 1840 годы, занимает достойное место в сокровищнице русской и мировой художественной литературы. С первых страниц роман порождает у вдумчивого читателя немало вопросов, касающихся образов как главных, так и второстепенных персонажей. На эти вопросы хочется ответить, определить истинные причины поступков героев, хочется разгадать тайны и загадки человеческой души. Главный герой произведения – Григорий Александрович Печорин, молодой дворянин, история жизни и души которого положена в основу романа. Действительно ли он герой своего времени, или автор составил портрет вовсе не своего современника?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить эпоху 30-х годов 19 века. Это время разгула реакции, когда все смелые и передовые мысли и идеи губились еще в зародыше, время, которое отвергло инициативы декабристов, но ничем полезным их не заменило. Сложившийся в стране казарменный распорядок отнимал всякую надежду многих молодых и образованных людей на какие-либо перемены к лучшей жизни. В такой обстановке рушилась вера в необходимость служения добру и справедливости. Это время глубоких сомнений в нравственных ценностях.
В такую эпоху жил Григорий Печорин. Он, как мы уже сказали, молодой дворянин, рожденный и воспитанный в лучших традициях русского дворянства. История его молодости – это погоня за светскими развлечениями и удовольствиями, которые, однако, ему скоро наскучили и уже не приносили ни радости, ни удовольствия. Печорин пытался заняться наукой, читал книги, но и эти занятия его разочаровали. Им овладела смертная скука. У него достаточно острый ум, позволяющий ему критически судить о себе, о жизни, о людях, которые его окружают, о светском обществе. Он тонкий психолог, умеет судить о человеке и редко ошибается в своей оценке или характеристике. Сердце его способно сильно и глубоко чувствовать, однако никто не сможет увидеть отражение этих сильных чувств на его лице и в его поведении. Печорин – натура сильная, он умеет прятать свои чувства глубоко в душе, волевая, жаждущая деятельности. Но, как он сам о себе говорит, при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он «нравственный калека». Стараясь забыть о владевшей им скуке или избавиться от нее, он ищет себе занятие: путешествует, служит, ищет любви. Но, к сожалению, Печорин не находит своего «высокого назначения», не находит дела, которое было бы достойно его «необъятных сил». Поэтому ему приходится тратить свои силы и энергию на действия, недостойные его личности. Он вторгся в налаженную жизнь мирных контрабандистов и разрушил ее. Увидев Бэлу, похитил ее и добивался ее любви, надеясь, что «любовь дикарки» излечит его и спасет от неотвязной скуки. Однако вскоре Печорин понял, что чувства черкешенки ничем не лучше любви светских барышень, поэтому вскоре охладел к девушке, сделав несчастной и ее саму, и ее отца, лишившегося дочери и сына-подростка, а также разрушил судьбу Азамата и Казбича. Так же жестоко, как и с Бэлой, он поступил и с Мери Лиговской. Назло Грушницкому, своему давнему знакомому, он завоевывает сначала внимание девушки, а потом и ее любовь, сам при этом не испытывая никаких нежных и теплых чувств. Когда же на дуэли был убит Грушницкий, он признается Мери, что не любит ее и никогда не любил, разбив ей сердце своими словами, сделав глубоко несчастным человеком не только ее, но и княгиню Лиговскую, которая переживает за судьбу единственной дочери. До глубины души Печорин обижает доброго, простого штабс-капитана Максима Максимыча, который ждал встречи со своим сослуживцем, однако герой пренебрег дружбой бедного старика. Сухая встреча на несколько минут не порадовала его, а заставила усомниться в искренней дружбе. Получается, что Печорин не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, а всем, с кем он соприкасается, приносит несчастья или страдания. Он любит весь мир, но приносит окружающим только зло, он жаждет настоящей жизни, настоящего дела, однако осознает полную безнадежность и свою обреченность. В своем дневнике перед дуэлью с Грушницким он записывает размышления о том, что, возможно существовало для него высокое назначение, для которого он был рожден на свет. А на вопрос, кто же виноват в том, что герой стал таким, Печорин сам отвечает, что его «душа испорчена светом». Тем самым светом, в котором он родился, жил и от которого не смог уйти.
Таким образом, умный, талантливый, энергичный человек не нашел применения своему таланту, уму, своим недюжинным силам и способностям в современном для него обществе и вынужден был тратить их впустую, провести жизнь без достойной цели и истинного смысла. Такова судьба всех людей поколения 30-х годов – переходной эпохи, когда декабристы были уже разбиты, а революционные демократы еще не пришли на политическую арену. Именно поэтому Печорина можно назвать ярким представителем своего времени, героем своего времени.