Сегодня читателям Литероведа авторы предлагают новое сочинение на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)», в котором расскажут, как писатель раскрывает одну из вечных тем в русской литературе – тему противостояния добра и зла.
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – одна из важнейших тем произведения, которому известный писатель посвятил последние годы жизни. Это было любимое творение писателя, в которое он, уже умирающий гений, вложил все свои силы, мысли, свой талант. До М.А. Булгакова тема добра и зла не раз поднималась в русской и зарубежной литературе. Каждый из авторов задавал вопросы об этих вечных философских понятиях, и каждый из них по-своему отвечал на них. Автор «Мастера и Маргариты» размышлял о том, что такое добро и зло, где та тонкая грань, которая разделяет их.
В поисках ответов на эти вопросы писатель выбирает необычную композицию произведения: роман в романе. Повествование самого автора прерывается главами из романа Мастера о Понтии Пилате, пятом по счету прокураторе Иудеи. Становится понятно, что между событиями, описываемыми М. Булгаковым и Мастером, несколько столетий, однако добро и зло и вопросы, связанные с этими философскими понятиями, актуальны во все времена.
В романе две противоборствующие силы воплощены в образах Иешуа Га-Ноцри и Воланда. Иешуа – бродячий философ, главный герой романа гениального Мастера. Га-Ноцри родился и рос в городе Гамала, своих родителей он не знал, был подкидышем. Нетрудно догадаться, что жизнь у сироты была тяжелой, однако до двадцатисемилетнего возраста он сумел сохранить свою душу чистой и милосердной. Он остался добрым, великодушным и сострадательным человеком. Иешуа не сделал в жизни никому ни малейшего зла. Путешествуя по различным городам, бродячий философ проповедовал свои истины. Он утверждал, что всякая власть – это насилие над человеком, однако наступит время истины и справедливости, когда все люди станут честными и добрыми, они будут желать друг другу только блага и говорить только правду, поэтому ни власть кесарей, ни какая другая власть не будет нужна. Иешуа Га-Ноцри считает всех людей такими же добрыми, как он сам, утверждает, что на свете нет злых людей, есть только несчастливые. Для него добрым является даже Марк Крысобой, жестокий палач и убийца, казнивший за свою жизнь не одного беднягу.
Философские мысли Иешуа Га-Ноцри не оставляют равнодушным ни одного человека, они способны затронуть души людей. Герой не пытается навязать свои идеи, он их высказывает, надеясь, что его мысли могут дойти до любого человека и заронить добрые семена в их душах. Для героя одинаково легко и приятно говорить правду и совершать добро. Он думает, что все окружающие с таким же легким сердцем творят благие дела, однако молодой философ ошибается: добро совершать легко только тогда, когда у тебя чистое, открытое и любящее сердце, когда над тобой не довлеют ни бремя власти, ни богатство. Для бродячего философа Иешуа, у которого нет ни дома, ни семьи, не важны ни богатства, ни почести, ни признание, ни власть, поэтому он с открытым сердцем совершает добро. Он умеет предвидеть будущее, поэтому знает, что его казнят, однако великодушно прощает и тех, кто решил его судьбу, отправив на казнь, и тех, кто воплотил в жизнь это решение.
Для Понтия Пилата совершить добрый поступок трудно. У него была большая возможность оправдать Иешуа, однако боязнь потерять жизненные блага, которые у него были: власть, богатство, роскошную жизнь, — остановила его. Он вынес свой вердикт: за подрывание власти кесаря Иешуа приговорить к смертной казни вместе с другими преступниками. Однако смерть героя нельзя считать торжеством зла над добром, это предательство добра, на сторону которого не смог перейти трусливый Понтий Пилат. Не сумев пересилить себя и поступить правильно, он закрыл дверцу добру, а открыл ее злу. Иешуа и перед смертью не отрекается от тех истин, которые он проповедовал, остается несломленным и непобежденным. Если добро – это свет, то Иешуа смог умереть, сохранив в своей душе свет. Он является носителем добра, символом человечности и нравственной стойкости.
Зло – это тьма, отсутствие света. В романе противопоставленную добру сторону воплощает образ Воланда. Он повелитель зла, князь тьмы, сатана. Герой появляется в Москве на Патриарших прудах в образе благородного и загадочного иностранца, прекрасно одетого, ухоженного, еще не старого. Берлиозу и Ивану Бездомному он представляется консультантом по черной магии, историком, приехавшим к одному известному профессору. Цель его визита, как выяснилось позже, — проверить, изменилась ли Москва и ее жители с течением времени. Писатель наделяет героя всезнанием: Воланд знает прошлое и видит будущее, легко может перемещаться во времени и пространстве, он легко читает мысли и видит человека насквозь. Воланд признается, что был на балконе Понтия Пилата при допросе Иешуа Га-Ноцри, вел дружеские беседы за завтраком с известным немецким философом Кантом. Он может творить самые настоящие чудеса. Но самое главное – Воланд понимает, что добро и зло творятся руками самого человека. Только человек волен выбирать между добром и злом, светом и тенью.
Читатели ждут от булгаковского дьявола лжи, искушения, зла, однако неожиданно для себя обнаруживают, что в романе «Мастер и Маргарита» сатана вовсе не похож на традиционного «христианского» сатану. В традиционном представлении повелитель тьмы – это лживый искуситель, внушающий зло и страх, Воланд же не только не страшен, но и вызывает даже симпатию. Он не совершает никакого зла, никуда не вмешивается, а только созерцает и наказывает тех, кто поступает не по совести, переступает моральные и нравственные принципы. По заслугам и вере от Воланда получают неумелые писаки, для которых членство в МАССОЛИТе, возможность посещать «Грибоедов», получать путевки в санаторий, улучшать жилплощадь, а также другие материальные блага важнее истинного таланта и литературной правды. Он наказывает неисправимых взяточников; работников общественного питания, которые воруют просроченные продукты и реализуют их, как свежие; черствых и бездушных наследников, готовых ради наследства пойти на преступление; а также различных плутов и мошенников. В сумасшедшем доме оказываются Никанор Иванович Босой и Иван Бездомный, какие-то странные обстоятельства происходят со Степаном Лиходеевым, а также с членами МАССОЛИТа, под трамваем погиб Михаил Берлиоз.
Сеанс черной магии, устроенный Воландом в театре Варьете, разоблачает жителей Москвы. Герой убеждается, что за тысячи лет люди совсем не изменились. «Люди как люди…», — говорит Воланд. И в этих его словах звучит твердая уверенность в том, что человеческая природа не может быстро измениться, со времен Понтия Пилата и Иешуа человек остался таким же, каким он был. Мало кто из сидящих на сеансе разоблачения не стал ловить деньги, так соблазнительно падающие на зрителей из-под купола театра. Многие зрители соблазнились предложением обменять то, что на них надето, на новые, модные и дорогие вещи. Однако после представления деньги превращаются в бумажки, а приобретенные наряды бесследно исчезают, оставив своих хозяек в одном белье. Так москвичи были наказаны за меркантильность, жадность.
Однако герои, которые остались верны своим нравственным принципам, не продали совесть, честь, любовь, талант за деньги, получили щедрое вознаграждение от великого Воланда. Мастеру возвращают сожженный им во время болезни роман о пятом прокураторе Иудеи, всаднике Пилате Понтийском, он заслужил свет и покой. Маргарита за свою верность и преданность Мастеру получает право быть вечно рядом с ним, с тем, кого она безгранично любила и ради кого прошла через самые жестокие испытания.
Воланд – это вечно существующее зло, которое является необходимым условием для проявления добра. Если бы на свете не было черного, человек не знал бы, что такое белое, не существовало бы зла – невозможно было бы понять, что есть добро.
Таким образом, М.А. Булгаков убеждает читателей, что добро и зло – вечные спутники человеческой жизни, они существуют с тех самых пор, как появился первый человек. Эти простые на первый взгляд философские истины волновали людей и во времена Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, актуальными они остаются и в Москве тридцатых годов двадцатого века, и даже в современном для нас мире. Добро и зло живут вне времени, тысячелетиями новые поколения подчиняются их законам. Между светом и тенью настолько тонкая связь, что непонятно, где заканчивается одно и начинается другое.
.