Две матери в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Две матери в романе Сочинения по литературе

В сочинении на тему «Две матери в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)» мы расскажем  нашим постоянным читателям, а также гостям Литероведа, какими увидели образы двух матерей в известном произведении выдающегося мастера прозы. 

Образ матери в русском искусстве во все времена был одним из самых привлекательных образов. Женщину, подарившую миру новую жизнь, прославляли великие поэты и писатели, художники и композиторы. Ее прекрасный образ вдохновлял в течение столетий на создание великих произведений, музыкальных композиций, шедевров живописи.  И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» изображает двух матерей – Фенечку и Арину Власьевну Базарову.

Фенечка – молодая привлекательная двадцатитрехлетняя женщина. По происхождению она крестьянка, родители которой получили когда-то вольную и стали таким образом вольнонаемными крестьянами. Очень рано девушка осталась без отца, воспитывалась матерью, которая своим трудолюбием, аккуратностью, любовью к чистоте и порядку понравилась Николаю Петровичу, поэтому он пригласил ее в свое имение Марьино экономкой. Фенечке на тот момент было всего семнадцать лет. Она тоже приглянулась Кирсанову скромностью, порядочностью, простотой и красотой. В течение нескольких лет барин издали наблюдал за Фенечкой, видел, как она расцветает, хорошеет с каждым днем, и в его сердце впервые после смерти жены родилась новая любовь. После смерти матери девушка стала жить в доме с Николаем Петровичем, сделавшись для него неофициальной женой, а вскоре родился у них сын Митенька.

Фенечка была замечательной матерью. По ее отношению к сыну можно было сказать, что она искренне любит своего ребенка, переживает о нем, заботится. Она угадывает его настроение, знает, когда режутся у мальчика зубки, как он переносит этот непростой период в жизни. Умиляют сцены, в которых молодая мать изображена со своим ребенком. Когда Евгений Базаров впервые видит в беседке в саду Дуняшу и Фенечку с Митенькой на руках, он сразу обращает внимание на молодую мать, до такой степени привлекателен был ее образ. Она была очаровательна в своем материнстве и той прекрасной поре, в которой она находилась. Поэтому и в разговоре с  Аркадием  Базаров отмечает, что видит в беседке одну прекрасную девушку, и это отнюдь не Дуняша. Он считает, что Николай Петрович сделал правильный выбор, ведь Фенечка обладает всеми огромным сердцем. Она прекрасная жена и мать. Видно, что ее переполняет гордость за маленького сына. Когда однажды Павел Петрович входит к ней в комнату, чтобы распорядиться о покупке чая, ему, как дяде, захотелось посмотреть на племянника, поиграть с ним немного, Фенечка переодевает мальчика, чтобы он выглядел опрятным, красивым. Митенька окружен постоянной заботой матери. Она зорко следит за сыном, переживает за него, когда Николай Петрович, играя с мальчиком, подбрасывает его вверх к великой радости Мити. Фенечка всем корпусом подается к сыну, простирает к нему руки, чтобы в случае опасности броситься на защиту сыночка. Фенечка находится в самом начале своего материнства, делает только первые шаги на этом нелегком пути, но глядя на нее, верится, что она сможет воспитать достойного сына и члена общества.

Образ еще одной матери — Арины Власьевны Базаровой – не менее ярко изображен писателем в произведении. При первом знакомстве с матерью нигилиста Базарова мы видим ее маленькой, круглой, миловидной старушкой, которую муж ласково называл куропаточкой. Когда-то она играла на клавикордах, изъяснялась по-французски. Но с тех пор как вышла замуж за военного лекаря Василия Ивановича Базарова и поездила с ним по разным гарнизонам, Арина Власьевна забыла и французский язык, и клавикорды.

Единственной радостью ее в жизни был сын Евгений, или Енюша, как она ласково называла его. Сын уже давно вырос, уехал учиться в город, но для матери он так и остался ее любимым Енюшкой. В редкие приезды Евгения Базарова к родителям бедная старушка не могла наглядеться на своего кровиночку. Встречая сына после трехлетней разлуки, старая мать еле устояла на ногах. Она обвила своими пухлыми ручками шею Евгения, прижалась головой к его груди и затихла. Арина Власьевна не знала, как угодить сыну, чем его получше угостить, переживала, хорошо ли ему спалось. Родители отправляли Тимофеича  за особой черкесской говядиной к столу для сына и его друга, старосту – за ершами, раками и налимами, а крестьянкам заплатили целых сорок две копейки медью за грибы. Все переживания Арины Власьевны были о единственном сыне, весь ее мир заключался в нем одном. Она любовалась им всегда: и когда он трапезничал за столом, и когда спал или с кем-то беседовал. Она боялась ласкать взрослого сына, потому что Евгений не любил проявления чувств и не поддерживал мать в этом ее желании. Старушке оставалось только сидеть, подперев щеку своим маленьким кулачком и радоваться близости взрослого сына. В ее глазах, обращенных на Евгения, смешались и грусть, и глубокая преданность, и нежность, а также любопытство, смиренный укор и какой-то страх. Видимо, своим материнским сердцем старушка чувствовала, что сын надолго не задержится дома, а снова улетит, как сокол из своего гнезда. Аркадий Кирсанов, который был мягче своего друга, говорит Базарову, что мать у него женщина отличная и очень умная. Аркадий в какой-то степени жалеет старую женщину, так как видит, как прохладно сын относится к ней.

Болезнь Евгения Базарова стала для его родителей большим ударом. Арина Власьевна целыми днями сидела на низенькой скамейке у двери в его комнату, готовая по первому зову прийти к сыну на помощь, и лишь изредка уходила молиться о его здравии. Но ни усердные молитвы, ни лечение не помогли больному встать с постели. Смерть единственного сына подкосила стареньких родителей. Нелегко было матери пережить своего единственного и горячо любимого сына, которого она вскормила своей грудью, воспитала, выпустила в жизнь, как оперившегося птенца из гнезда.

Писатель изображает в произведении двух таких разных и таких удивительно похожих друг на друга матерей. Они различаются своим происхождением, социальным положением, возрастом. Но в сердце каждой из них горит негасимый огонь материнской любви к сыновьям. И Фенечка, которая стала не совсем давно матерью, и Арина Власьевна, вырастившая своего Евгения, одинаково любят своих детей и не представляют свою жизнь без них. Обе героини одинаково прекрасны в своем материнстве и достойны пера великого писателя.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий