Две России в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Две России в рассказе Сочинения по литературе

Литеровед предлагает своим постоянным читателям примерное сочинение по литературе  по творчеству Л.Н. Толстого на тему «Две России в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)».

Имя Л.Н. Толстого, великого русского прозаика, сделавшего огромный вклад в историю мировой культуры, известно многим истинным ценителям художественного слова. Произведения писателя оставляют заметный след в умах и сердцах почитателей его таланта, заставляют задуматься об истинных ценностях, о жизни, увидеть то, что скрыто от глаз обычного человека. Один из самых запоминающихся рассказов мастера – «После бала», в котором читатель видит две противоположные картины, две России. Одну яркую, праздничную, и другую – жестокую и бесчеловечную, полную страданий и лишений.

Первая часть произведения посвящена описанию бала, который проходил у  губернского предводителя в последний день Масленицы. Читатель вслед за рассказчиком окунается в атмосферу праздника, невероятного веселья и комфорта. Иван Васильевич, рассказчик, влюблен в Вареньку, дочь полковника Б., поэтому все вокруг ему видится в особом свете. Блестящая зала с хорами, прекрасные интерьеры, великолепный буфет, радушные, гостеприимные хозяева, завораживающая музыка создают прекрасное настроение и ощущение безграничного счастья и очарования. Герой глазами влюбленного человека рисует портрет своей прелестной возлюбленной, высокой, стройной, грациозной и величественной  девушки, а также ее отца, известного полковника. Иван Васильевич покорен не только дочерью, но и ее родителем, красивым, статным и свежим стариком с румяным лицом, белыми усами и такими же бакенбардами. Полковник – прекрасный отец, готовый ради возможности вывозить дочь в свет ходить в домодельных сапогах, экономить на себе. Присутствующих на балу восхищает танец отца с дочерью: в их отношениях было столько теплоты, нежности и родительской любви. А потом рассказчик танцует с Варенькой и до конца праздника его не покидает состояние эйфории, безграничного счастья.

Вторая часть рассказа посвящена событию, которое происходит недалеко от дома полковника Б., где рассказчик оказался после бала. Он был настолько счастлив, что не мог даже спать, поэтому отправился на прогулку. Перед его взором предстала другая картина: вместо праздничной залы – голое поле, вместо услаждающей слух музыки – неприятная визгливая мелодия флейты и барабана, вместо прекрасного вечера – туманное хмурое утро, а вместо нарядных, празднично одетых людей — по пояс оголенный татарин, которого  ведут сквозь строй солдат, а те бьют его палкой по спине. Так татарина наказывали за побег. Его спина превратилась от побоев в кровавое месиво, и он не говоря, а всхлипывая, просил помилосердствовать, не бить его, так как не в силах уже был терпеть эти страдания. Но бедного татарина будто не слышали и продолжали жестоко избивать. Руководил этим процессом человек, в котором Иван Васильевич не сразу узнал Петра Владиславовича, отца своей возлюбленной. Рассказчик слышал его гневный и самоуверенный крик и понимал, что это был уже не тот добродушный, подтянутый, светящийся от счастья и любви старик, а жестокий, бесчеловечный, безжалостный человек, способный поднять руку в замшевой перчатке на испуганного малорослого и слабосильного солдата за то, что тот недостаточно сильно бил палкой татарина. И совсем не верилось рассказчику, что еще недавно полковник в этой же руке в замшевых перчатках нежно сжимал узкую ладонь своей дочери и кружил ее в танце. Рассказчик признается, что он был до такой степени шокирован изменениями в Петре Владиславовиче, что вскоре любовь к его дочери пошла на убыль, а история эта не скоро стерлась из его памяти и еще долго тревожила Ивана Васильевича. 

Таким образом, в произведении мы видим две России. Одна из них представлена благородным сословием, которое проводило свою жизнь в бесконечных развлечениях и праздном веселье, которое не отказывало себе ни в каких удовольствиях, а только пользовалось различными правами и привилегиями. Другая Россия – это низшие слои населения, бесправные, подвергающиеся жестоким пыткам и наказаниям люди. На чьей стороне автор, нетрудно догадаться по названию рассказа. Очевидно, автор на стороне тех, кого угнетают, кто не способен сопротивляться жестокости и наказаниям.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий