Дворянство в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

Дворянство в пьесе Сочинения по литературе

Вниманию читателей Литероведа предлагаем сочинение по литературе на тему «Дворянство в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)», в котором расскажем о том, какими изобразил автор комедии  представителей поместного дворянства.

Д.И. Фонвизин, известный как «сатиры смелый властелин», был одним из тех писателей, которые не боялись высмеивать пороки своего времени, вступать в полемику с самой императрицей. Одно из самых известных произведений сатирика – комедия «Недоросль», в которой автор поднимает и проблемы воспитания подрастающего поколения, и проблемы отношения помещиков к крепостным, а также проблему нравов поместного и придворного дворянства.  

Поместное дворянство перед читателями предстает в образах госпожи Простаковой и ее брата Тараса Скотинина. Их отец более десятка лет был воеводой, несмотря на то, что не знал грамоты, сумел нажить состояние и сохранить его. Старик был настолько жаден, что умер от голода, лежа на сундуке с деньгами. Все его душевные качества: жестокость, жадность, деспотизм, корыстолюбие — передались и его детям. И госпожа Простакова, и Скотинин — это убежденные крепостники, беспощадные и безжалостные к тем, кто находится в их безграничной власти, однако робеющие перед людьми, занимающими более высокое положение в обществе, чем они. Крепостных крестьян такие дворяне считают своей полной собственностью, будто это вовсе не живые люди, а бездушные вещи, с которыми можно делать все, что угодно. И как бы ни старались крепостные крестьяне и дворовые, как бы ни надрывались на работе, они не могли угодить своим хозяевам: их продолжают ругать по целым дням грубыми словами, не стыдясь, бьют за малейшую провинность, а то и вовсе без всякой причины. Госпожа Простакова и Тарас Скотинин своих крестьян обдирают как липок, выжимают из них все, что могут, при этом жалуются, что «нечего содрать больше с них». Жадность толкает их на любые подлости, если есть возможность «хапнуть» чужого, то они не упустят этот шанс обогатиться за чей-то счет. Госпожа Простакова, например, мечтает женить своего сына на богатой наследнице Софье, чтобы прибрать к рукам ее богатства. Тарас Скотинин тоже строит планы насчет женитьбы на девушке, так как невеста с приданым ему тоже нужна, чтобы обогатиться. Никто из них двоих не задумывается о чувствах девушки-сироты, не спрашивает ее мнения и желания, так как считают себя вправе распоряжаться чужими жизнями. Крепостные Простаковой живут впроголодь, они страдают от вечной ругани помещицы, запуганы ее жестокостью и деспотичностью. Сына Простакова учит ни с кем не делиться, терпеливо объясняет, что если молодой человек нашел деньги, то нужно их оставить себе. Таким образом мать воспитывает в недоросле эгоизм, жадность, черствость.

Грубые, невежественные, они не отличаются ни умственным развитием, ни нравственными устоями. Дворяне не видят никакой пользы в образовании, никакого смысла в учении, считая, что люди «век жили и живут без наук», так что и в современном мире можно обойтись без образования. В семье своих родителей брат с сестрой не получили никакого воспитания, им не привили никаких нравственных ценностей, правил, не заложили в их души ничего хорошего. Такое же воспитание получает и единственный сын госпожи Простаковой Митрофанушка, всячески опекаемый маменькой, не знающий, как отличить существительное от прилагательного, искренне не понимающий, зачем дворянину знать географию или историю. Поэтому его ответы на экзамене, устроенном для него Стародумом, вызывают только смех. И это неудивительно, ведь маменька заставляет его учиться не для знаний, а «для виду», следуя моде. Речь героев пестрит просторечными словами, искаженными фразами, поэтому с головой выдает в них людей необразованных, невоспитанных. От таких дворян нет никакой пользы для общества и государства, в силу своей невежественности и корысти они не способны решать важнейшие проблемы общества.

Как мы видим, Д.И. Фонвизин одним из первых в русской литературе правдиво нарисовал образы поместных дворян. В его изображении они предстают перед читателями и зрителями жестокими, бесчеловечными, грубыми и деспотичными «хозяевами жизни», не обладающими ни честью, ни совестью, ни крепким умом и мудростью. Они способны заботиться только о собственных потребностях, забывая о проблемах не только государства, общества, но, зачастую, и близких людей.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий