Тесно переплелись между собой христианские и языческие, книжные и Фольклорные мотивы, образы и традиции в «Слове о полку Игореве». И долгое время лингвистами и литературоведами велись споры о том, каково же происхождение памятника Древней Руси: авторское или фольклорное? Академик Д.С. Лихачев считает, что «Слово…» удивительным образом сочетает в себе авторское и народное начала. «Слово о полку Игореве» -поистине уникальное произведение, но от классической литературы больше всего его отличает именно близость к народным мотивам.
Несмотря на реальные исторические события, описанных в «Слове…», его сюжет соткан из русских народнопоэтических мотивов, в основе которых лежит любовь к Родине и природе.
История нашей страны начинается с Киевской Руси, которую в XI веке буквально раздирали феодальные войны. Эти междоусобицы и стали причиной ослабления Киевской Руси и сделали ее легкой добычей для врагов. В «Слове…» есть призыв к единению русских князей, мольба о пощаде родной земли, которая изнывает от братоубийственных войн. И автор, вероятно, участвующий в походе князя Игоря на половцев, не просто описывает исторические события, а иногда даже и намеренно пропускает факты, оставляя только значимые. Цель автора – дать художественную оценку событиям. Возможно, это решение стало причиной некоторой нецелостности сюжетной линии и переплетения исторических фактов с народными мотивами. Так, плач Ярославны звучит по-фольклорному лирично, нарушает реалистичную картину мира. Обращение Ярославны к природе как к главному помощнику и покровителю – само по себе основа фольклорного сюжета. Но плач нужен автору «Слова…» не только для того, чтобы подчеркнуть лиричность и художественность произведения, отправляя читателя к народным истокам литературы. Он имеет большую мистическое значение, способную собрать все силы природы для помощи в побеге князя Игоря.
Участие природы в жизни человека тоже отправляет нас к мифологии и сюжетам фольклорных жанров. Природа посылает войску Игоря сигнал в виде солнечного затмения, предупреждающий о беде, природа помогает сбежать Игорю, укрывает его от врагов, указывает путь. Так и в сказке животные, птицы, солнце и ветер помогают положительным героям в их спасении.
Князя Всеволода автор рисует былинным героем, преувеличивая его силу и физические возможности. Сразу вспоминаются читателям образы русских богатырей.
В конце произведения звучит Слава в честь Игоря, Всеволода, Владимира, Игоря и их дружины. Слава, как и плач, – жанры русского фольклора, они придают лиричность и поэтичность произведению.
Богато «Слово…» фольклорными образами. Так, образ приклоняющегося к земле дерева, травы, которая полегла от скорби за погибших воинов, сравнение битвы с пиром и жатвой носят характер народного творчества. Фольклорные образы создаются с помощью отрицательных метафор: «у Немиги кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов», сравнений людей с животными, солнцем и месяцем. Так, например, Игорь – волк, горностай, сокол. Ярославна – кукушка. Серым волком бежит Гзак. Фольклорные мотивы создаются за счет постоянных эпитетов, характерных для русских народных сказок: «чистое поле», «острые мечи», «каленые стрелы», «синее море», «черный ворон», «красные девы».
Характерное для фольклора создание символов с помощью средств художественной выразительности мы отчетливо видим в «Слове о полку Игореве». Так, читателю созданная яркая характеристика героев помогает лучше понять их внутренний мир. Наверное, самым примечательным образом-символом можно назвать Солнце. В начале произведения солнечное затмение предупреждает Игоря о грозящей опасности. Через этот образ автор дает оценку действиям князя и дополняет его образ упрямством и непослушанием высших сил. «Два солнца затмила тень, два красных столба пропали», обозначая символ скорби по погибшим воинам, когда Игорь потерпел поражение в битве. И радостно «солнце светится на небесе», когда князю удается сбежать из плена и добраться до родной земли.
Особенная манера повествования в «Слове о полку Игореве» напоминает напевные былины. Рассказы автора о происходящих событиях прерываются обращениями к современникам. Время от времени возвращается автор и к предкам, возможно, ищет у них поддержки и ждет доброго совета, заглядывает осторожно в будущее, которое не предвещает ничего хорошего, если распри внутри страны не прекратятся.
Стиль языка «Слова…» перекликается со стилем русской народной сказки, а схожесть с русскими былинами и народными песнями придают произведению мелодичность и лиричность. Возможно, автор хотел, чтобы его творение исполнялось под аккорды какого-нибудь музыкального инструмента, например, под гусли.
Фольклорные образы, мотивы и символы, положенные автором в основу создания сюжета «Слова о полку Игореве», делают произведение, в целом эпическое, более лиричным, музыкальным. Обращение к устному народному творчеству определяют поэтичность и образность воссоздаваемых исторических картин в «Слове…». Фольклорные традиции, такие близкие людям Древней Руси и любимые им, делают «Слово…» по-настоящему народным произведением.