Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов) Сочинения по литературе

Большую часть своего творчества Некрасов посвятил народу, создавая в своих произведениях яркие образы крестьянина, но, несомненно, особое место занимают женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А.Некрасов). Писатель и восхищался силой духа, терпеливостью русской женщины и в то же время сочувствовал ей, обреченной на тяжелый труд, постоянные потери, множество обязательств, которые возлагает на нее общество и семья.

В поэме у образов русских крестьянок свой сценарий развития. Первые женские образы мы встречаем во второй главе «Сельская ярмонка». Перед читателями захмелевший народ, гуляющий на праздничной ярмарке. Очень веселые и нарядные женщины в красных платьях, с подолами на обручах, с лентами в косах. Они гордо «лебедками плывут» по ярмарке, невзирая на замечания злой старообрядки, обвинявшей в неурожае желание женщины нарядиться:

С тех пор, как бабы начали

Рядиться в ситцы красные, —

Леса не подымаются,

А хлеба хоть не сей!

Уже в этой главе звучит осуждение женщины за попытку стать немного счастливее и раскрасить свою нелегкую жизнь яркими красками хотя бы в праздничной одежде.

И все-таки разбивается внешне счастливый образ нарядной праздничной бабы о действительность словами мужиков, утверждающих, что русскому мужику без выпивки жить невозможно: без выпивки пролилась бы из крестьянской души кровь, настолько трудно приходится народу.

Многоголосье и пестрота образов дневной ярмарки достигают своей кульминации в главе «Пьяная ночь». В этой же главе читатель видит разнообразие и женских характеров, но уже в более правдивой и привычной для них жизни, а она совсем не так нарядна, как их праздничные платья днем. Ночь обнажает все горести русской крестьянки, что кажется еще более жестоким и несправедливым в особенности после картин народных гуляний.

         Так, мы читаем об Оленушке, ловко спрыгнувшей с телеги: «Погладить не далась». А вот Парашенька, собравшаяся на услужение к Питерским чиновником, получает предупреждение от мужиков:

Ты день у них кухаркою.

А ночь у них сударкою…

Не стесняясь никого, жалуется на свою судьбу Дарьюшка, немолодая хмельная женщина, которая вертится, как веретено в трудах и от этого стала очень худая. Ей очень хочется женского счастья, и, наверное, невыплаканное горе просит в ней хоть какого-нибудь глупенького, паршивенького парнишку. Отчаяние толкает на такое унижение сильную русскую женщину.

Переполнен болью и разговор женщин о том, что дома хуже, чем на каторге, по словам одной. И тут же вторит другая: «Старший зять ребро сломал», средний – украл полтинник, а младший грозится убить ножом.

Противоречивые чувства вызывает жена Якима Нагого, спасшая во время пожара в первую очередь не деньги, а иконы. Семья осталась без копейки, но этот рассказ очень ясно дает понять, что и для крестьян есть нечто более ценное, чем деньги. В этом и комичность, и трагизм, и героическое начало русской женщины.

В унисон народной тоске, завершая череду женских образов этой главы, расплакалась молодушка о своей нелегкой судьбе. Жизнь ее нелегкая со старым и ревнивым мужем, который бьет ее. Тяжко ей, молодой еще, дается осознание своей бесправности и беспросветности жизни.

Но самым ярким женским образом в поэме является образ Матрены Корчагиной. Некрасов выделил для нее целую главу, так как отдельные образы не могут дать представления в полном объеме о судьбе и характере русской женщины.

Матрену считают счастливой бабой. И все благодаря ее стойкости духа, сильному характеру и непоколебимой воле. На ее долю выпало много несчастья, но она не сломалась, смогла гордо перенести все невзгоды и беды.

Матрена Тимофеевна – красивая, статная женщина, «широкая и плотная», у нее «волос с проседью», строгие большие глаза, густые ресницы, суровое и смуглое лицо.

Справедливо ли ее считают счастливой и почему?

Образ Матрены – собирательный. В ней собраны все лучшие черты русских женщин. Именно сила духа, стойкость, доброе сердце и готовность простить помогли справиться со всеми невзгодами в жизни. А беды в ее жизни было много. Как, впрочем, и в жизни любой русской крестьянки. Матрена признается путникам, что была счастлива только до замужества, пока жила вместе с любящими родителями. Но девушку муж увез на чужбину. Много горя хлебнула Матрена в новой семье. Пришлось ей смириться и с ролью нелюбимой снохи: колкие и злые замечания родных мужа больно били в самое сердце, но все выдержала, все вынесла на своих плечах сильная крестьянка.

Матрена, несмотря на все невзгоды, остается верной и любящей женой. Наверное, только настоящая русская женщина способна пройти в мороз огромное расстояние, чтобы потребовать возвращения мужа из солдат. На такой отчаянный поступок толкнул Матрену еще и неурожайный год и голодные дети. Не могла Матрена, не имела права впадать в уныние, ведь на плечах русской женщины находится и хозяйство, и дети, и ответственность за благополучие близких. Вот и несет она на себе этот крест всю жизнь. Несет гордо и праведно.

Пожалуй, каждая женщина среди невзгод и беды находит свое счастье. Так, героиня поэмы всю себя посвятила детям. Но и тут беда не обошла стороной Матрену. Не досмотрел старый Савелий, «скормил» первого сынишку Матрены свиньям. Но как бы ни сильно было горе матери, она нашла в себе силы простить старика. А для такого поступка нужна поистине огромная душа.

Сколько горя может пережить человек и сохранить ясность ума, душевную щедрость и силу духа? Читая историю Матрены Корчагиной, не можешь не сочувствовать ей и поражаться ее волевой натуре. Она может показаться нам такой же богатыршей, как Савелий, но на самом деле это всего лишь доля каждой русской крестьянки. К сожалению, ничего изменить в ту пору было невозможно. Вот и приходилось русской бабе тянуть на себе буквально все, и всегда ее спасает неугасаемое желание действовать, а истинная вера помогает не терять присутствия силы духа.

Эпилогом звучит «Притча о бабе», рассказанная самой Матреной. Подводя итог своей истории, героиня советует не искать счастья среди женщин:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

         Женское горе негромкое, и оно порой не видно людям. Но часто за гордой и сильной красотой женщины скрывается тяжелая судьба с потерями и обидами:

Не бог стрелой громовою

Во гневе грудь пронзил,

По мне — тиха, невидима —

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?

Некрасов первый не только пожалел, но и воспел русскую крестьянку, в образе которой чудесным образом переплелись нежность, любовь и жертвенность с богатырской силой и волей.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий