Уважаемые читатели, предлагаем вам сочинение на тему «Гибель вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)», в котором наша команда ответит на вопрос, почему невозможно было спасти имение главных героев произведения от гибели.
А.П. Чехов был человеком большой и сильной души, глубоко любившим Россию и, как истинный патриот, глубоко переживавшим о ее судьбе. В 1903 году драматург написал свою последнюю пьесу – комедию «Вишневый сад», в которой он затрагивает волнующую его тему гибели «дворянских гнезд».
В виде такого «дворянского гнезда» выступает в пьесе вишневый сад, у которого, как у других героев, есть своя история, начавшаяся еще несколько десятков лет назад. В момент, описываемый в произведении, имение с садом выставлено на торги за долги, а в конце пьесы читатель с горечью узнает о его гибели. И эта гибель прекрасного вишневого сада не случайна. Автор пытался заставить своих читателей и зрителей понять и признать неизбежную смену социальных сил: дворянство, как класс, уходит в прошлое, уступая место буржуазии, то есть времени Лопахиных, но уже в недалеком будущем сквозь дымку тумана виднеется время демократического общества.
Центральным персонажем пьесы является вишневый сад, о котором так много говорят другие герои произведения. Автор показывает его сначала весной, когда вишневые деревья одеты, словно невесты, в белоснежный наряд, а потом в октябре, когда по ним ударили топоры. Сад символизирует собой старую, уходящую Россию, ту, в которой господствовали помещики-дворяне. В произведении представителями этого класса являются Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, брат с сестрой. Они потомки богатых дворян, которым когда-то принадлежал вишневый сад, а потом перешел по наследству им. В былые времена, по словам старого слуги Фирса, имение приносило немалый доход, который позволял хозяевам жить безбедно, ни в чем не отказывая себе. Вишню из сада везли в столицу на продажу, варили из нее вкусное варенье, сушили, вялили. Это действительно пополняло семейный капитал, поэтому и старые хозяева, и их наследники привыкли жить, не переживая о куске насущного хлеба, никогда ни о чем не заботясь, проводя жизнь в праздных развлечениях, живя за счет труда других людей. Эти привычки сделали их беспомощными, безвольными, слабыми, ни к чему не приспособленными людьми, паразитирующими за счет чужого труда. Ни Любовь Андреевна, ни ее брат не способны решать серьезные проблемы, а только мечтают о чьей-либо помощи, словно дети, ждут чуда. Они оба словно оторваны от реальной действительности и живут в другом мире.
Любовь Раневская – добрая, очаровательная, щедрая женщина. Она тонко чувствует прекрасное, это заметно, когда она любуется цветущим вишневым садом в мае. Внешне героиня выглядит простой и непосредственной, однако все ее поступки и действия вовсе не соответствуют сказанным ею словам, что говорит о ее легкомысленности и эгоизме. Все свое состояние Любовь Андреевна растратила, так как не умеет жить по средствам, экономить, считать деньги. Она ни в чем не отказывает себе: в ресторане на вокзале заказывает дорогие блюда, оставляет щедрые чаевые, случайному прохожему отдает последний золотой, тогда как ее слуги, дочери недоедают. Раневская не разбирается в людях: влюбившись в какого-то непорядочного человека, она доверилась ему, а ее возлюбленный обобрал ее до нитки и бросил, сойдясь с другой женщиной. Героиня не имеет привычки анализировать, взвешивать, заглядывать в будущее. После продажи имения Любовь Андреевна вновь едет в Париж к своему возлюбленному, оставляя дочерей почти без средств к существованию.
Леонид Андреевич Гаев – фразер, пустослов. Он произносит напыщенные фразы, за которыми нет никакого здравого смысла. С людьми, особенно теми, кто ниже его по статусу, чину, он ведет себя высокомерно, словно те еще не доросли до его уровня. У него нет никаких живых интересов, кроме бильярда и леденцов. Над ним даже шутят, что он большую часть своего состояния потратил на леденцы. В разговоре он часто не к месту использует разные бильярдные термины. Жизнь его наполнена такой же чередой праздных дней, как и у Раневской. Леонид Андреевич – непрактичный человек. Находясь на грани разорения, он отказывается от предложения Лопахина разделить вишневый сад на участки и продавать их под дачи, считая эту затею пошлой. Однако и сам герой не предпринимает ничего для спасения имения, а мечтает о богатом наследстве, которым можно расплатиться с долгами, или удачном замужестве Ани, своей племянницы.
Для Любови Раневской и Леонида Гаева вишневый сад связан с их детством, юностью, воспоминаниями о прекрасных днях молодости. Это место, которое дарило им финансовую стабильность. Для А.П. Чехова вишневый сад – это не только прекрасный уголок природы, который завораживает, очаровывает своей красотой, но и вся наша страна, Россия. Он с горечью отмечает, что ни Раневская, ни Гаев не способны спасти сад от гибели, поэтому в новой эпохе, которая уже не за горами, они не найдут себе места. Им не хватает чувства реальности происходящего, практичности, трудолюбия, а пустые потребители государству не нужны.
По-другому, чем его бывшие хозяева, относится к вишневому саду делец Ермолай Лопахин, человек энергичный, деятельный, трудолюбивый, выходец из простых крестьян. Он называет Раневскую и Гаева непрактичными, легкомысленными, странными. Лопахин искренне не понимает, почему бывшие владельцы отвергают его предложения, касающиеся судьбы вишневого сада, но и сами в это же время бездействуют. У Ермолая Лопахина новый взгляд на мир, его образ символизирует новое время, которое требовало от представителей общества умения видеть проблему и быстро находить способы ее решения. Герой становится новым хозяином имения, выкупая его у Раневской на аукционе. Он приходит на смену людям, которые получали различные блага и привилегии не по своим заслугам, а только по факту своего рождения. Он не так чувствителен к прекрасному, как Раневская, но зато обладает целеустремленностью и хваткой. По мнению самого автора, это как раз те качества, которые необходимы на рубеже эпох.
Таким образом, гибель вишневого сада символизирует переход от патриархального дворянского уклада жизни к новому, буржуазному. Время неумолимо движется вперед и требует новых людей, трудолюбивых, деятельных, предприимчивых, способных решать проблемы, людей с другим отношением к жизненным ценностям и к самой жизни.