Григорий и Аксинья в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» воплощают силу, страсть, стремление к свободе, свойственное донским казакам.
В образе Григория Мелехова, главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон», соединяются все сюжетные линии. Григорий словно былинный богатырь постоянно находится в состоянии выбора. Единственное, в чем он не сомневается, это родная земля. К этому он и приходит в конце романа. Герои русской литературы обязательно проходят испытание любовью, не миновал его и Мелехов. В жизни главного героя «Тихого Дона» присутствуют две женщины, Аксинья и Наталья, составляющие контраст между собой. Эти женские образы помогают оттенить главные черты характера Григория, показывают его взросление, через отношения с ними Шолохов раскрывает идейное наполнение персонажа.
Мелехов – один из казаков, воплощающий в себе мечты и чаяния каждого из них. Это одновременно и типичный образ, и исключительный по силе характера и особенностям мировосприятия. Основное противоречие в его характере, а соответственно и во всем казачьем стане, состоит в безудержном вольнолюбивом стремлении и желании сохранить традиции.
Первую тенденцию выражает образ Аксиньи Астаховой. Аксинья в романе выступает символом силы, чувственности, красоты. Имя Аксинья, думается, выбрано автором не случайно. Оно созвучно с названием реки Аксай, впадающей в Дон. Это топонимическая особенность вносит в образ дополнительный оттенок физической связи с казацкой землей.
Шолохов с большим вниманием относится к художественным деталям, составляющим образы главных героев. Волосы Аксиньи пахнут дурнопьяном, этот запах словно околдовывает Григория. Шолохов потом не раз подчеркнет, что любовь эта сродни наваждению. С первых страниц романа становится понятно, что судьбы Григория и Аксиньи связаны между собой. Григорий видит через окно Аксинью, спящую в объятиях мужа, и это вызывает в его душе необъяснимое волнение.
В следующий раз Григорий, встречая Аксинью на берегу реки, уже не ограничивается простым созерцанием. Он открыто и смело заигрывает с замужней соседкой. Шолохов показывает, как постепенно меняется отношение героя к Аксинье. Сначала он и сам не понимает, насколько серьезно его чувство. Женщина привлекает его только физически. Автор не раз упоминает о бесстыдных губах и теле, красоте и порочности ее тела.
С недоумением замечает и Аксинья происходящие в ней изменения. Она выходила замуж за Степана Астахова без любви. За годы, прожитые вместе, появились только привычка да бабья жалость к мужу. Чувство, которое она испытывает к Григорию, новое для нее. Она сначала еще пытается избежать этой связи, идет к бабке с просьбой поворожить, остудить ее чувства к постороннему мужчине. Потом она смиряется с судьбой. «Отлюблю за всю свою горькую жизнь», — решает героиня.
Образ Аксиньи близок к народной жизни, к природе. Шолохов не раз передает чувства, которые она испытывает, через описание природы. Это очень похоже на народную поэзию. В фольклоре эта связь неразрывна, «не дубравушка шумит, то мое сердечко стонет» поется в известной песне. Так и Аксинья органично вписывается в природу. Чистый родник напоминает о прошедшей молодости, ландыш звоном своих колокольчиков успокаивал и дарил надежду. Все ее действия выглядят просто и естественно. И, наверное, поэтому не хочется осуждать ее за измену мужу, за такую безоглядную любовь к Григорию, за связь с Евгением Листницким.
Она понимает, что эта неожиданная любовь принесет ей больше боли, чем радости. Она идет навстречу страданиям, принимая этот божий дар. Степан был на сборах, когда Аксинья безоглядно отдалась своему чувству. Она не стыдится и не скрывает его от других. Решившись, она словно бросает вызов всем общепринятым нормам морали. Все на хуторе знали об этой преступной любви, дошли слухи и до Степана. Вернувшись домой, он жестоко бьет жену, вымещая на ней обиду за свою оскорбленную честь. Аксинья сама повинилась и не осуждает мужа. Она ждет сочувствия от молодого любовника, но он, как оказалось, не особенно жалостлив. Он считает, что она сама виновата.
С его стороны пока что преобладает только физическое влечение к молодой, веселой, красивой женщине. К тому же голова Григория занята мыслями о свадьбе. Пантелей Прокофьевич, узнав о проделках сына и соседки, попытался урезонить обоих, но получив отпор, нашел другой выход из скандальной ситуации. Он решил женить Григория, выбор невесты пал на Наталью Коршунову. Девушка понравилась Григорию, он жил ожиданием свадьбы, жене изменять не хотел и предложил Аксинье прекратить отношения. В тот момент он действительно считал, что сможет жить без нее. Дальнейшие события показали ошибочность его мыслей.
Наталья нравилась Григорию внешне, но темперамент, характер не вызывали у него ответного чувства. Он не мог полюбить жену, жизнь с ней не радовала его. Наталья в силу молодости и воспитания заметно уступала энергетике Аксиньи. Она казалась Григорию холодной, чужой, потому что он все время сравнивал ее с Аксиньей. Когда отец потребовал от него ответа за слезы Натальи, сын ушел из дома. Вместе с ним ушла от мужа и Аксинья. Они нанялись на работу к помещику Листницкому, там и поселились.
На первый взгляд они были счастливы. Аксинья родила дочь и очень радовалась этому. Вряд ли Григорий жил бы так всю жизнь. Он по натуре хозяин, не иметь своего дома, жить по указке хозяина он бы не смог. Начавшаяся война оторвала его от Аксиньи. Глазами Григория Шолохов показывает ужасы войны, мы видим физические и душевные страдания героя. Он становится сильнее, мужественнее, но не ожесточается душой. Наученный с детства служить Отечеству и помогать попавшим в беду он не утрачивает этих качеств. За проявленный героизм и благородство он удостоен награды.
Трудные времена переживает и Аксинья. Она осталась дома одна с грудной дочерью ждать Григория с войны. Заболев скарлатиной, девочка умирает. Смерть единственного, долгожданного ребенка выбивает землю из-под ее ног. Оказавшийся рядом сын Листницкого Евгений воспользовался ее состоянием. Он и до этого проявлял знаки внимания к Аксинье, теперь она стала его любовницей.
Приехавший в отпуск Григорий не прощает измены и возвращается к жене. Наталья верна мужу, несмотря ни на что. Она живет у Мелеховых и ждет, когда Григорий одумается. Ее ожидания были вознаграждены. Не по своей воле, но муж возвращается в отчий дом, к жене. Совсем забыть Аксинью у Григория не получается, он продолжает с ней встречаться тайком. Шолохов с пониманием относится к чувствам Григория, такую, как Аксинья, трудно забыть. Не дает покоя Григорию ее дерзкая, вызывающая красота, даже на расстоянии притягивает его. И все же без тех редких моментов безудержного счастья, которые им подарила их прошедшая испытание временем любовь, их существование было бы бедным и тусклым. Любовь наполнила его яркими красками, светом и музыкой.
Жизнь с Аксиньей подобная урагану, землетрясению. Это стихия, вносящая в жизнь Григория разрушение и трагедию. Не случайно, характеризуя Аксинью, Шолохов использует эпитеты «губительная, огневая красота». С самого начала их связь приводит к разладу семьи Мелеховых и Астаховых, разрушив добрососедские отношения. Распались семьи Григория и Аксиньи, они потеряли свои дома. Григорий разрушает традиции, созданные казачеством, его дедом, отцом. Эта страсть требует все новых и новых жертв. Умирает от болезни дочь Григория и Аксиньи. Погибает, сделав аборт от предавшего очередной раз мужа, Наталья. В конце концов, смерть настигает и не сгибающуюся от житейских невзгод Аксинью. Григорий остается один, но у него есть сын, семья, родная земля. То, от чего он бежал всю жизнь, на самом деле оказалось тем, к чему нужно было стремиться.
Любовь Аксиньи и Григория проходит через все части произведения, пока длится духовное становление главного героя. Судьба не единожды разлучает их и снова сводит друг с другом. Желание сохранить традиции, верность родной земле побеждают. В этом мире нет места разрушающим страстям, поэтому Аксинья уходит из жизни Григория. Он остается и без жены, и без любовницы, жизнь его разрушена до основания. Это уже не тот Гришка, разбитной веселый парень, которого мы встречаем на первых страницах романа-эпопеи. Это много повидавший, постаревший человек. И все же у него осталось то, ради чего стоит жить. Шолохов заканчивает роман символичной картиной: вернувшийся с войны Григорий поднимает на руки своего сына, продолжателя рода Мелеховых. После долгих скитаний, сомнений, страданий появляется надежда на возрождение израненной души Григория.