Характеристика Митрофана в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

Характеристика Митрофана в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин) Сочинения по литературе

Характеристика Митрофана в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин) помогает читателю раскрыть и понять важнейшую тему пьесы, написанной в 18 веке. Но и сегодня она актуальна для молодого поколения. Поэтому стоит пристальнее присмотреться к образу главного героя Фонвизина, чтобы жить с оглядкой на те недостатки, которые впитал в себя Митрофанушка.

Фонвизин при создании «Недоросли» ставил перед собой задачу разоблачить пороки современных ему помещиков и чиновников, погрязших в невежестве, грубости, эгоистичности и жестокости. Но сильнее всего автора беспокоила молодежь, которая, как это принято считать, является оплотом светлого и лучшего будущего. Но к своему сожалению, Фонвизин наблюдал совершенно иное. Молодые люди с радостью перенимали опыт своих отцов и дедов и росли такими же ленивыми и алчными людьми. Эта деградация и наводила ужас на писателя, призывающего своим произведением к переоценке ценностей, к пересмотру своей жизни и осознанию необходимости перемен в ней.

Кто же такой Митрофанушка? Раб или тиран? Необразованный простак с говорящей фамилией или хитрый и скользкий эгоист, во всем ищущий только свою выгоду? Фонвизин сумел создать такого героя, который вмещает в своей личности все самые отвратительные, негативные, неприятные противоречивые черты характера. Это полностью отрицательный герой, не вызывающий абсолютно никакой жалости или симпатии у читателей.

Митрофанушка – сын помещицы Простаковой. Она растила сыночка в заботе и любви, вот только ее представления о воспитании являются ложными. Простакову с натяжкой можно назвать законопослушной помещицей, ведь она старалась следовать указу Петра I, который запрещал молодым людям, не достигшим 21 года и не получившим образования, поступать на военную или государственную службу и жениться. Официально таких юношей называли недорослями.

Недорослем был и Митрофанушка, которому в пьесе 16 лет. Простакова следовала правилам и наняла сыну учителей. Но выбраны они были среди тех, кто не будет брать много за уроки барскому сыну. Вот и получилось, что Митрофанушку обучали отставной сержант, недоучка и бывший конюх, не могущие дать какие-то глубокие знания барскому сыну. Но Фонвизин неоднозначно дает понять нам, что дело было не только в профессиональной непригодности учителей главного героя, сколько, и даже большей степени, в его воспитании.

Мать привила сыну неуважение к людям, особенно к тем, кто стоит ниже на социальной лестнице. Потому он без зазрения совести оскорбляет и унижает своих учителей, что, несомненно, мешает усвоению знаний. Простакова и сама мешает процессу обучения, часто отвечая за своего сына, не давая ему подумать.

В результате, к шестнадцати годам Митрофанушка был необразованным, глупым невежей – полной копией своей матери. Так говорит о нем Софья: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

Но главный герой все-таки понимает, насколько он глуп и груб, но проблема как раз в том и состоит, что его это нисколько не тревожит. Он спокойно наслаждается бездельем и не собирается ничего менять в своей жизни. Его главные заботы – вкусно поесть и поспать. Так он и проводит свои дни.

За Митрофанушку все и всегда решала его мать, воспитав тем самым его безвольным человеком. Поэтому он без особого сопротивления соглашается на свадьбу с Софьей, «внезапно» ставшей богатой наследницей. Но он и успешно манипулирует матушкой, чтобы получить желаемое. Поэтому, на мой взгляд, так страшно сочетается в нем слепое рабство и тирания одновременно. И наверное, поэтому вполне закономерное отношение к себе получает в конце пьесы Простакова. Ее предал сын, которого она так усердно учила искать во всем личную выгоду. В этом Митрофанушка преуспел гораздо больше, и, когда имущество матери стало собственностью Правдина, главный герой без раздумий принял его сторону, отмахнувшись от матери, как от назойливой мухи: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Митрофанушка – это закономерный плод порочной системы воспитания Простаковой. Но кроме этого, Фонвизин предлагает читателям посмотреть, что может вырасти из главного героя в будущем, если воспитание и образование будут продолжаться в том же духе. Скотинин – вот портрет будущего Митрофанушки. И если личность Простаковой более сложна, а ее действия еще можно оправдать слепой любовью к сыну, то Скотинин – крайняя степень деградации человека. Не случайно автор дает родственнику главного героя такую фамилию: его жизненные интересы свелись до низменных, животных, инстинктов.

И все-таки Фонвизин дает Митрофанушке шанс на иное будущее, о чем нам говорит намерение Правдина взять недоросль на службу. Только в этом автор видит выход из сложившейся в обществе ситуации.

Митрофан, в переводе с греческого, значит «подобный матери». Как будто и не было у героя изначально шанса стать другим. И это правда, потому что среда определила его личность, в чем и заключается трагедия дворянства.

Анализируя образ главного героя, невольно задумываешься, а есть ли сегодня среди молодежи такие же Митрофанушки? Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что и по сей день пьеса, написанная в 18 веке, актуальна как никогда, а потому каждому есть над чем подумать.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий