Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Характеристика Воланда в романе Сочинения по литературе

Уважаемые читатели нашего интернет-журнала Литеровед, предлагаем вам сочинение на тему «Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)», в котором раскроем все характерные черты одного из самых загадочных и запоминающихся героев гениального произведения М.А. Булгакова.

Есть книги, которые на долгие годы становятся спутниками человека. Они словно не подвластны старению и увяданию, а остаются всегда молодыми и актуальными. Каждое новое поколение, перечитывая эти книги, всякий раз открывает для себя что-то новое и важное, что помогает глубже понимать не только прошлое и настоящее, но и тот мир, в котором им посчастливилось родиться и жить, то есть понимать жизнь со всеми ее тайнами и секретами. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, бесспорно, можно отнести к числу именно таких произведений. Оно дорого для читателей глубиной мысли, своим немеркнущим художественным очарованием, захватывающим сюжетом и правдивостью изображенных картин.

В романе много героев, но одним из самых ярких и загадочных персонажей произведения является Воланд. Произведение изначально задумывалось как роман о дьяволе, о чем свидетельствуют первые названия произведения: «Копыто инженера», «Черный маг», «Сын Гибели», «Гастроль Воланда», «Жонглер с копытом». И только после нескольких редакций автором были включены в повествование образы Мастера и Маргариты, и произведение получило название, которое привычно для современного читателя, — «Мастер и Маргарита».   

Воланд – это и есть тот самый дьявол, нечистая сила, повелитель зла. В романе о нем говорят как о князе тьмы и духе зла.

Впервые в романе повелитель тьмы появляется на Патриарших прудах в образе иностранца чуть старше сорока лет. Вид у незнакомца был ухоженный: лицо с немного кривым ртом, глубокими морщинами на облысевшем лбу и острым подбородком гладко выбрито, одет модно и со вкусом. На нем был дорогой костюм серого цвета, ноги обуты в заграничные туфли, подобранные в цвет костюма, серый берет на голове был лихо заломлен за ухо. Под мышкой незнакомец нес трость с черным набалдашником, похожим на голову пуделя. Он был высокого роста, будто возвышался над всеми прохожими. Автор отмечает, что на зубах у него были коронки, с одной стороны платиновые, с другой – золотые.

В другой раз читатель видит героя в домашней обстановке. На нем грязная, длинная, заплатанная на плече ночная рубашка, на ногах стоптанные ночные остроносые туфли. Халат его был засаленный и старый. Вместо трости герой использовал шпагу, на которую опирался. Однако настоящий наряд сатаны состоит из длинного черного плаща, подбитого огненной материей, черных туфель, длинной острой шпаги с золотой рукоятью и черных перчаток. В любой одежде сатана выглядит внушительно и завораживающе.  

Описывая портрет Воланда, писатель делает особый акцент на глаза героя, несколько раз отмечая, что один глаз черный, а другой зеленый. Такая особенность органов зрения наталкивает читателя на мысль о двойственности внутреннего мира героя, в нем сочетаются человеческие и сверхчеловеческие качества. Действительно, он, как и простые смертные, подвержен болезням и слабостям. Перед балом он жалуется на боль в колене, которая, по его мнению, досталась ему от «очаровательной ведьмы», с которой он познакомился на Чертовой горе еще в шестнадцатом веке. Булгаковский герой умеет быть серьезным, задумчивым, но может и остроумно шутить, паясничать, иронизировать. Однако Воланд умеет и знает то, что не умеет и не знает ни один человек: герой может перемещаться во времени, он знает и прошлое, и будущее всех людей на планете, поэтому может предсказывать им, например, смерть, как председателю МАССОЛИТа Михаилу Александровичу Берлиозу. Воланд умеет читать чужие мысли и видит человека, как говорят, насквозь. Он сразу признается, что определил в Никаноре Ивановиче Босом, председателе домоуправления, плута и мошенника. И оказывается прав. Но самое главное – Воланд бессмертен, он живет вечно.  

Герой обладает удивительной способностью перемещаться во времени и пространстве. Когда-то он был на балконе у Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи; беседовал с Кантом, великим мыслителем. Он приехал в Москву, чтобы узнать, насколько изменились люди с течением времени, что их волнует и заботит, как расставлены у них приоритеты в жизни. Для достижения этих целей он устраивает москвичам своеобразный экзамен в виде сеанса черной магии в театре-варьете, результат которого нисколько не удивил Воланда: за тысячи лет люди нисколько не изменились. У них в приоритете так же, как и раньше, материальные ценности, а нравственные, духовные задвинуты на вторые позиции. Гуляя по Москве 30-х годов двадцатого столетия, встречаясь с людьми, беседуя с ними, Воланд делает вывод, что человечество в большинстве своем все так же волнуют вопросы, связанные с выгодой, материальными благами, оно все так же легкомысленно, и хотя людям не чуждо милосердие, однако их безнадежно испортил квартирный вопрос.

Как мы уже сказали, Воланд – это сам дьявол. Но чем больше читатель знакомится с героем романа, тем больше он недоумевает, так как булгаковский Воланд предстает перед нами в совершенно ином образе. Люди привыкли, что дьявол – это воплощение зла, наглый обманщик, однако в произведении Воланд – замкнутый исследователь, терпеливый наблюдатель. Он не совершает никакого зла, а предоставляет человеку право выбора, от которого зависит, будет ли этот человек впоследствии наказан или нет. Сеанс черной магии в театре-варьете – это тоже своего рода наблюдение. Герою было интересно, какой выбор сделают современные москвичи: смогут ли отказаться от тех материальных ценностей, которые будут предложены на сцене, или же отнесутся к предложению команды черного мага с настороженностью. Воланд также наблюдает за Маргаритой после бала и ждет, попросит ли она за своего возлюбленного, Мастера, неожиданно исчезнувшего из уютной квартирки на Арбате, и за его сожженный роман, или сделает другой выбор. У Воланда каждый получает по заслугам. Он добр к Маргарите, которая вынесла все тяготы и достойно сыграла роль королевы бала у сатаны, поэтому дарит ей и ее возлюбленному вечный покой в царстве тьмы. А москвичей, забывших, что, кроме красивых нарядов и денег, есть в мире и другие, более важные и нужные, ценности, наказывает, оставив тех, кто решил приобрести на сеансе черной магии новые одежды, без выбранных нарядов. Он наказывает бездушных родственников, которые радуются смерти близких, если речь идет о получении наследства. Получают по заслугам и продажная администрация, и нечестные работники общепита, и мнимые литераторы, заботящиеся не о правдивости в искусстве, а о получении квартир, дач, путевок в санаторий и возможности посещать «Грибоедов». Не миновали наказания и Никанор Иванович Босой за доносительство и взятки, Степан Лиходеев – за пьянство. Так герой вершит справедливость.

Складывается впечатление, что характер Воланда состоит из положительных качеств: он никогда не лжет, предпочитая говорить правду, выполняет данные обещания, нет в нем излишней жестокости, кровожадности и порочности. Он вежливый, тактичный, благоразумный, умеет расположить к себе человека, очаровать его с первой минуты разговора. Ведя беседу, Воланд говорит мягко и дружелюбно, при этом часто улыбается или смеется, хотя глаза его остаются совершенно холодными, не выражают никаких эмоций. С ним интересно разговаривать, дискутировать, так как герой умен и начитан, знает несколько иностранных языков, умеет на них общаться. Он изъездил весь мир, побывал везде, поэтому много видел и знает, может подержать любую тему разговора.

Читая произведение, ловишь себя на мысли, что образ Воланда не внушает никакого страха, от него веет благородством и спокойствием. Читатель думает: в чем же подвох, может ли сатана быть таким положительным? И, закрывая последнюю страницу гениального произведения, отвечает на свой вопрос: наверное, может.

Образ Воланда, действительно, ни одного читателя не может оставить равнодушным: его можно любить или ненавидеть, его можно критиковать, им можно восхищаться, его можно бояться, но оставаться равнодушным совершенно невозможно. Это, действительно, один из самых загадочных, неоднозначных и привлекательных образов «закатного романа» великого русского писателя и драматурга М.А. Булгакова. Об этом свидетельствуют многочисленные критические статьи, научные и исследовательские  работы, в которых авторы выражали свое видение этого загадочного, незаурядного образа.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий