Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Сочинения по литературе

Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» является важным предметом изображения, становясь мерилом человечности, духовного развития героев.

Роман-эпопея «Война и мир» изображает картину мира во всей ее многогранности, в нем отразились размышления автора над судьбами людей и общества в целом.

Все повествование в романе основано на противопоставлении, которое содержится в самом названии. Толстой показывает жизнь человека в мире и на войне. Именно сложные военные условия заставляют человека проявлять свою настоящую сущность.  

Истинный и ложный патриотизм иллюстрируют и фигуры исторических деятелей Кутузова и Наполеона, которые сходятся в схватке не на жизнь, а на смерть.  Истинным патриотом является Кутузов. Он защищает Отечество, с заботой относится к солдатам. Когда враг был изгнан с русской земли, полководец отказывается продолжать военные действия. Его задача выполнена, враг повержен. Совсем другие цели двигают Наполеоном. Он захватчик, тешащий свое эго. Ему нет дела до солдат, они интересны только как исполнители его воли. Наполеон и Кутузов словно два полюса в романе, они притягивают остальных героев. Главным мерилом притяжения является патриотизм и близость к народу.

В произведении Толстой очень любил «мысль народную». На этом уровне появляется первое противопоставление – роль народа и личности в истории. Действие начинается в 1805 году, князь Андрей отправляется на войну. Он мало думает о необходимости военных действий, о том горе, которое несет людям война. Он восхищается Наполеоном, его мысли заняты стремлением к славе.

Война оказалась не совсем такой, как представлял себе князь Андрей.  Приехав к Тушину, который со своими четырьмя орудиями сдерживал всю французскую армию, он увидел кровь, боль, смерть, эта картина задела его за живое. Мимолетное чувство страха овладело Болконским, но он отмахнулся от него. Он восхищается мужеством этих людей. Характер Тушина проявляется ярче также благодаря контрасту. До Болконского приезжал другой офицер, который отругал Тушина. Бравый вояка перед ним сконфузился, выглядел нелепо, заикался. Вся неуклюжесть его исчезает, когда он занимается делом, которое знает. Адъютант помогает Тушину перетащить орудия, чем вызывает у бывалого военного слезы. Толстой симпатизирует Тушину, поступок князя Андрея приближает его к народу, а это является главной мерой человечности для Толстого.

Случай отличиться предоставляется ему во время Аустерлицкого сражения, со знаменем в руках Болконский возглавляет атакующих солдат и ведет их за собой. Он получает ранение, падает и видит над собой высокое, вечное и бесконечное небо. Он понимает тщетность своих стремлений. Он по-новому смотрит на жизнь, на Наполеона. Небо под Аустерлицем перевернуло жизнь Болконского.

Военных на передовой Толстой противопоставляет штабным офицерам. Для них военная жизнь мало отличается от светской, они приехали на войну за чинами и наградами.

Говоря о войне 1805 года, Толстой размышляет о причинах побед и поражений русской армии. Он приходит к выводу, что не талант полководцев, не численность войска приводят к успеху. Дух войска определяет победу. Сравнивая два сражения, писатель подчеркивает, что малочисленная плохо оснащенная русская армия выиграла Шенграбенское сражение потому, что шла на сближение с подкреплением. Люди понимали, за что они погибают. Сражение под Аустерлицем было проиграно из-за слабости народного духа в армии, не понимающей целей чужой, захватнической войны.

Отечественная война 1812 года показывает русскую армию с другой стороны. Характер военных действий противопоставлен происходящему в 1805 году. Русская армия защищает Отечество, проявляя небывалый патриотизм. На защиту родной земли поднялось все население. Партизанское движение сыграло огромную роль в исходе войны. Покинутая Наполеоном армия оказалась со всех сторон окружена русскими воинами. Солдаты не стремятся выглядеть героями, главной наградой для них является победа над врагом, освобождение своей земли.

Мирное население вносило свой вклад в победу. Купцы раздавали свой товар, семья Ростовых помогает раненым. Свои мысли Толстой вкладывает в уста Пьера Безухова, который оказывается в центре событий. Близость к народу в тяжелое для страны время на многое открывает глаза. Пьер встречается с Платоном Каратаевым, философом из народа. Общение с ним помогает Пьеру понять, в чем счастье жизни. Народ, считает Толстой, является носителем лучших личностных качеств: доброты, благородства, мужества, честности, бескорыстия, любви к Родине.

В борьбе с общим врагом совпадают интересы «любимых» героев Толстого: Кутузова, Ростовых, Болконского, Безухова, Денисова. Все вместе они становятся людьми, силами которых творится история. Единство дворянства и народа лежит в основании победы. 

В доме Ростовых вместе росли сын Николай и бедный родственник Борис. По возрасту они были почти ровесники. По характеру очень отличались друг от друга. Николай искренний, не способный на ложь и лукавство. Иногда он совершает поступки, которые вызывают двойственное отношение, но они не вызывают антипатии к герою. Например, когда его ранили, он страшно испугался, что умрет. Потом ему было стыдно за эти мысли. Он обещал жениться на Соне и не сдержал слова. По большому счету Николай никогда не ошибается. Он честно служит, переживает за судьбу Отечества.

Борис Друбецкой положительный молодой человек. Он офицер, так же как Николай. Его поступки внешне выглядят благородно. Он все делает правильно, но почему-то не вызывает симпатии. Возможно, потому, что в нем нет той искренности, что есть в Наташе, Николае, Пьере. Он старается завести знакомства с полезными людьми, мечтая попасть в высшие круги. Женится на богатой невесте. Нельзя сказать, что он совершает плохие поступки, он не убивает, не крадет, но все его цели однобоки. Он стремится только к карьере и богатству, мало заботясь о благе Отечества.

Образы этих героев ярко иллюстрируют истинный и ложный патриотизм в романе. Можно не быть предателем, но и не быть патриотом, как Борис Друбецкой. Можно просто любить Родину и не жалеть для нее жизни своей, как Николай Ростов.

Прием антитезы в изображении патриотизма помог автору донести до читателя одну из главных идей произведения. Настоящее чувство проявили простые люди и дворяне, проникнутые народным духом, близкие к простой народной философии. Истинный патриотизм рассматривается Толстым как высшее проявление нравственной силы.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня вглубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий