История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) Сочинения по литературе

Творчество М. Ю. Лермонтова поражает зрелостью и глубиной, история души человеческой в романе «Герой нашего времени» показывает взгляды, мировоззрение не одного человека, а целого поколения.

Название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» наталкивает на мысль, что речь в нем пойдет о подвиге. На самом деле героем оказывается человек, который не то чтобы не спасает людей, он скорее губит их своей беспечностью и эгоизмом. Его поступки никому не приносят счастья и не делают счастливым его самого. Особое внимание автор уделяет не столько изображению поступков героя, сколько его эмоциям, размышлениям, вызванным ими. В центре изображения душа человека, которого Лермонтов создал из пороков всего поколения.

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа. Хронологические рамки произведения нарушены, поэтому сначала читатель видит его глазами сослуживца Максима Максимыча. Главные откровения персонажа содержатся в его журнале, который волей судьбы оказался в руках автора. Уникальная композиция дает возможность постепенно узнавать Печорина. Его образ становится все более различимым, читатель словно приближается к герою. Сначала виден только силуэт, затем появляются отдельные черты и вот он виден отчетливо со всеми достоинствами и недостатками.

Получив записки Печорина, автор вместе с ними получил право их опубликовать. Он использовал эту возможность, так как считал жизнь одного человека не менее важной, чем история целого народа. Перед читателем проходит история человеческой души с ее метаниями, сомнениями, болями, радостями, стремлениями.

Читатель встречает героя уже взрослым, ничего не известно о его детстве, образовании. Мы можем только предположить, что сначала он, как все дворянские дети, учился дома. Затем пансион, светская жизнь с ее балами, ресторанами, барышнями. И вот ему все надоело, наступило пресыщение, захотелось новых ощущений. Всего скорее именно так он и оказался в армии. Здесь оказалась та же скука, и Печорин ищет способы, ее разогнать. Так в его жизни появляется Бэла, походя, он разрушает привычный уклад жизни контрабандистов в Тамани, скучая, убивает на дуэли Грушницкого.

Печорин, несомненно, образован, умен и сам без лишней скромности говорит об этом. Он не ищет взаимной любви, ему хочется, чтобы любили его. «Жалкая привычка сердца» — так он называет любовь. Теперь его отношения с женщинами складываются на уровне привязанности, да и то по привычке. Единственный человек, который его волнует по-настоящему, это он сам.

Журнал Печорина достаточно полно показывает его сомнения, душевные муки. Его мысли и чувства проявляются в диалогах с другими персонажами, внутренних монологах, которые можно отнести к попыткам самоанализа.

Его трудно назвать зрелым человеком. Поведение персонажа больше походит на капризы избалованного подростка. Он привык получать от жизни все легко, поэтому устраивает поединки с судьбой. Человек одаренный, незаурядный, он признается, что чувствует в себе «силы необъятные». Большая проблема Печорина заключается в том, что он не смог найти для себя дела, чтобы быть нужным, приносить пользу. У него нет занятия, которое поглощало бы его ум, душу, нет достойной жизненной цели. Он просто не знает, куда идти, мечется из стороны в сторону и винит в этом свет.

Печорин – противоречивая натура. Он говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Нужно отдать ему должное, он судит себя беспристрастно, без поблажек. Словно хирург, вскрывает он свои недостатки и описывает их, но в отличие от врача, не пытается излечить. Он рассуждает о счастье, дружбе, женитьбе, своем предназначении. Он на все вопросы находит ответы, обо всем сформировал свое мнение. Дружбу он сравнил с рабством, честолюбие определил как жажду власти, а счастье, по его мнению, не что иное, как «насыщенная гордость». Познакомившись с суждениями героя, становится понятно, почему он одинок и несчастлив.

Большое значение имеет эпизод погони за уезжающей Верой. Мысль, что он может ее никогда больше не увидеть, ужасала его. Она казалась ему самым дорогим, что было в жизни. Он загнал коня в погоне за любимой и все же потерял ее. Фрагмент имеет символическое значение: вместе с Верой из жизни Печорина ушла любовь и надежда. Он окончательно разочаровался в жизни, его ничто больше не удерживало в ней. История его души подошла к логическому завершению. Его смерть по дороге в Персию не была случайной, она стала закономерным итогом уставшего от такой жизни человека.

Лермонтов писал роман тогда, когда в России еще помнили о декабристском восстании. Создавая образ Печорина, он исследует взаимоотношения личности и общества, в котором она формируется. Автор пытается найти ответ на вопрос: почему одаренный, образованный, энергичный человек не нашел себе применения и попусту растратил жизнь. Персонажи, подобные Печорину, получили в литературе определение «лишних». Они не были исключительным явлением ни в литературе, ни в жизни. Тем интереснее их душевные истории.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 3.5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий