Изображение войны в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

Изображение войны в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов) Сочинения по литературе

Изображение войны в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов) – главная тема самого знаменитого произведения писателя 20 века.

Шолохов не первый, кто задавался психологией человечества во время войны. Еще Л.Н. Толстой в своей трилогии показал масштаб разрушений не только материальных, но, в первую очередь, моральных, личностных. К теме войны обращался и Н.В. Гоголь, М. Горький и многие другие писатели. Но ближе всего Шолохову оказалось именно толстовское понимание войны и мира. Таков же временной масштаб романа начала 20 века, так же широк охват проблемы чужеродности войны для мирного человека.

Шолохов настолько был погружен в соприкосновение военного и мирного, доброго и злого, человеческого и звериного начала в народе, что «Война и мир» стала надолго его настольной книгой, с которой он не расставался, даже когда воевал в окопах Великой Отечественной войны.

Война – противоестественное состояние для человека. Эту мысль Толстого Шолохов перенес и в свой «Тихий Дон». Она калечит людей морально и физически. Не всякий сможет выстоять и не сойти с ума. Но это речь о войне вообще. У Толстого русские воевали за свободу, за правду. Понимание справедливости, какой-то оправданности убийства лечит душевные раны, латает совесть. Все иначе, когда война идет между соседями и друзьями, между отцом и сыном, братьями и сватами.

Задача Шолохова была куда сложнее, проблема глубже. Перенеся идею Толстого в свое величайшее произведение, которое создавалось на протяжении пятнадцати лет, Шолохов тем не менее показывает иной социальный пласт населения России. Его героями становятся донские казаки. Писатель знал казачество, понимал, чем оно живет, его ценности и ориентиры. Его герои больше, чем герои Толстого приближены к природе, к земле. Они более естественны и связаны совершенно другими традициями. Их основными чертами характера можно назвать любовь к земле, уважение к традициям и старшим, стремление к свободе и независимости.

Донская земля была для казаков не только щедрой кормилицей, к ней испытывали уставшие от войны солдаты сыновние чувства. Сколько раз делится с читателем Григорий Мелехов своей тоской по земле, по плугу, по работе в поле. Его тяга к родному куреню, к семье красной нитью проходит через все его мытарства по фронту. В его образе воплотилась привязанность казаков к своему месту, любовь и какое-то даже божественное почитание родной стороны.

На уважении и почитании старшего поколения строятся семейные отношения казаков. Даже будучи взрослыми и семейными людьми, ни Петр, ни Григорий не осмеливаются перечить Пантелею Прокофьевичу. Но самым ярким представителем казачьих семейных традиций стал образ Натальи. Именно она воплотила в себе основные качества казачки. Трудолюбивая, скромная, послушная – так можно охарактеризовать жену Григория.

Но сильнее всего у казаков проявляется свободолюбие. Привыкшие к обособленности и свободе, они не могли смириться с идеями большевиков. И именно поэтому Григорию так невыносима сама мысль о тюрьме. В его жилах течет свободная кровь, не терпящая ограничений. Но эта же тяга к свободе вскрывает в казаках и другую, темную, сторону характера. Наталья была не в силах прощать мужу измены, потому решается своими руками разрушить столетний уклад жизни и идет на убийство их ребенка. Умирает и сама. Григорий безжалостно избивает до полусмерти Листницкого, так как его самолюбие сильно задето.

Война выворачивает привычную размеренную жизнь казаков наизнанку, и выворачивает все темное и страшное, что есть в человеке, превращая его из набожного труженика в хладнокровного убийцу. И у народа эта изнанка проявляется куда ярче и страшнее, чем у толстовских дворян. Потому что казак от природы жестче и вспыльчивее. Но эта жизненная закалка позволяет им и не ломаться во время Гражданской войны, легче латать душевные раны. Ведь сколько раз Григорий возвращался, морально уничтоженным, а быт и родные люди заставляли быстро восстановить душевные силы, вернуться к нормальному существованию.

Может показаться, что война и мир не имеют четких границ, но ведь именно во время войны оголяются и черствеют у человека самые, казалось бы, несвойственные животные черты. В том состоит главное разрушение личности героев романа Шолохова, что убийства, изнасилования, воровство, садистские издевательства принимают массовый характер. А самое страшное – то, что люди, на первых порах с ужасом осознающие убийство своими руками, постепенно начинают воспринимать зверства, грязь и мерзости военного времени как нечто обыденное, привычное.

Война отупляет чувства Григория Мелехова. Вспомним страх в его глазах, когда он убил безоружного австрийца. И как ловко после этого он рубил головы шашкой в левой руке. Война изменило отношение к убийству, наградив его новыми эпитетами: «искрошить в дым», «в расход пустить», «свести со счета», «кокнуть»… Так теряет ценность человеческая жизнь, убить человека становится задачей бытового уровня. Так говорит об этом старичок – попутчик Аксиньи: «Подешевел человек за революцию». Красноречиво говорит о состоянии души Митька Коршунов, оправдывая свое бесчестие перед Натальей. Чернота, пустота в его душе, как в бездонном колодце. И так было почти у каждого. Все душевные соки всосала война из многих ее участников.

Искаженным стало и понимание подвига. А как иначе, когда врагом становился подчас вчерашний друг, с которым ели и пили с одного стола? Брат? Изрубить бездумно, изуродовать друг друга, убить соседа, свата, зятя – и получить за это награду. Перепутались ценности людей, жизненные ориентиры. Само понятие подвига потерялось в расстрелах и братоубийственных схваток казаков.

Апогеем Гражданской войны в романе «Тихий Дон» становится Верхне-Донское восстание. Во всей красе оно показывает извращенную человеческую сущность. Как никогда еще до этого, обесценивается жизнь человека. Уже давно нет правых и виноватых. Что «белые», что «красные» считают друг друга нечистью, недолюдьми, недостойными существования на этой земле. Кто кого перестрелял, тот и прав, тот и победитель. Заблудились казаки в идеях, в правде. Сначала идеология, а потом уже разнузданная ненависть и страх за свою шкуру заставляли убивать казаков одного хутора друг друга.

Так, без тени сожаления убивает Мишка Кошевой старого деда Гришака Коршунова, сжигает его дом. Ни на секунду он не колеблется, стреляя пленного Петра Мелехова. Здесь стоит отметить, что Мишка не был от природы жестоким и безжалостным, и этот факт отмечает Шолохов, говоря, что он даже поросенка зарезать не может. Акцент на этом сделан автором не случайно. Шолохов подчеркивает то, как может классовая ненависть выжечь доброе, человеческое начало в народе.

Но и противники большевиков показаны Шолоховым не меньшими изуверами. Митька Коршунов безжалостно и хладнокровно вырезает всю семью Кошевого: мать и детей. Так врагами становятся даже те, кто меньше всего желал войны на своей земле. Мать и невинные дети теряют всякую защиту и неприкосновенность, становясь разменной монетой в классовой борьбе. Но в итоге именно это, противоположное безжалостности и бесчеловечности войне, материнское умение прощать и жалеть смягчает в конце романа обуглившиеся сердца Мишки Кошевого и Григория Мелехова. Уж кому бы было простительно не мириться с присутствием в доме убийцы сына, как ни Ильиничне? А ведь и в ней просыпается жалость, когда она видит мучившегося лихоманкой Мишку, и отдает ему рубашку сына Гришки, потому что Мишкина почти вся истлела от пота и грязи. Это ли не прощение?

Нереализованную материнскую любовь сердце Аксиньи отдает детям Григория, жалеет, сострадает. При их виде постепенно оттаивает и сердце Кошевого, пришедшего в дом Мелеховых со злобой.

Такой была оборотная сторона войны. Когда народ навоевался, устал от крови и смерти, пришло к нему осознание истинного источника счастья в жизни. Истосковались казаки не только по земле и плугу, а и по семье, по любви и ласке.

Война в романе Шолохова показана в самом грязном и самоубийственном проявлении идеи «око за око». Трагедия этой идеи в том, что месть всегда оборачивается против убившего, изуродовавшего, изнасиловавшего тем же самым, и становится фактически самоубийством. Одной из ярких сцен, во всей мерзости показывающей ужас войны, я считаю смерть Пантелея Прокофьевича, когда автор в подробностях описывает, как еще по неостывшему телу, заползая в морщины и в бороду, побежали по нему вши. С омерзением и ужасом наблюдал за этим Григорий. Шолохов не говорит много о его эмоциях, но читателю понятно, что ему страшно.

Война разрушает привычную жизнь людей. Мешает им любить, работать, жениться и рожать. Все, что отличает человека от животного, теряется за страшной изнанкой. Даже самый крепкий человек устает ненавидеть и убивать. И война – самое чужеродное для человека состояние. Шолохову, пожалуй, как никому другому, удалось раскрыть эту тему в своем романе.  

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий